Чудо приходит к тому, кто верит
Ольга Метёлкина
Православные верующие Ставрополя получили возможность поклониться мощам Святителя Николая Чудотворца
Этот святой много веков остаётся одним из самых почитаемых в мире. К нему обращаются за помощью путешествующие и паломники, жаждущие мира в семье и нуждающиеся в избавлении от бедности.
Святой Николай Чудотворец родился в 234 году нашей эры в городе Патаре в Ликии (ныне эта территория принадлежит Турции). Его родители были благочестивыми, знатными и не бедными людьми, долгое время не имевшими детей. Появление на свет долгожданного сына было вымолено у бога.
Получив хорошее образование, как гласит предание, юношей Николай отправился в паломничество к святым местам Иерусалима. Во время плавания через море шторм чуть было не разбил корабль о скалы, однако молитва Святителя спасла путешествующих от верной гибели. С тех пор он считается покровителем моряков и путников.
По возвращении из Иерусалима домой святой Николай, будучи проповедником, человеком образованным, знающим науки, иностранные языки и богословие, не без божьей помощи стал епископом в городе Миры, бывшем в древности столицей римской провинции Ликии. Там он проповедовал до самой своей смерти, отдавая все свои знания и силы на благо людей, творя чудеса.
С именем святого Николая связано много чудесных историй. Он спасал от неминуемой гибели несправедливо осуждённых, указывал верную дорогу путешественникам, попавшим в трудное положение, оберегал от недугов и напастей детей. История, благодаря которой святой Николай на Западе ассоциируется сегодня с Санта-Клаусом, по преданию, случилась ещё в юношеские годы Святителя. В Патаре жил некогда богатый человек, который неожиданно разорился, а его три дочери, не имевшие приданого, потеряли надежду выйти замуж. И тогда старшая из девушек от отчаяния предложила выход: она станет торговать собой, чтобы прокормить семью и помочь сёстрам выйти замуж. Святой Николай, узнав о жертве, на которую готова пойти девушка, ночью подбросил в окошко дома, где жила обедневшая семья, три мешочка с золотом. В общем, всё закончилось благополучно, сёстры вышли замуж, и никому не пришлось заниматься греховным промыслом. Со временем легенда преобразовалась в сказку про Санта-Клауса, который накануне Рождества приносит детям подарки.
Точный год смерти святого Николая не известен. Как считается, это случилось в промежутке между 342 и 350 годами, но точно 6 декабря. Этот день в православной традиции сохранился и отмечается как «Никола зимний». Погребён был святой Николай в соборной церкви города Миры.
Но как и когда мощи Николая Чудотворца попали в Италию? Через семьсот с лишним лет после кончины святого бывшие владения Византии - город Миры и вся Ликия - были разрушены. Храм, в котором покоился прах Святителя Николая, находился в запустении и охранялся несколькими монахами. По одной легенде, в 1087 году святой Николай явился во сне священнику из города Бари и повелел перенести его мощи в этот город, тогда итальянские купцы решили отправиться в путь и спасти святыню от поругания иноверцев.
Однако другая мотивация похода в Миры выглядит более убедительной. В XI веке «охота за мощами» приобрела невиданные масштабы. Не важно, как добывались христианские святыни, - считалось, что они в любом случае помогут тому, кто ими владеет. Баряне буквально совершили набег на место упокоения святого Николая. Они под пытками добыли от монахов информацию о том, где находятся мощи. Ниша с гробницей оказалась пустой. Выяснилось, что святой был похоронен в одном из приделов под полом, украшенным мозаикой.
Один из авторитетнейших агиографов (агиография занимается изучением жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости) Александр Бугаевский на страницах журнала «Нескучный сад», опираясь на древние хроники, восстановил картину опустошения склепа Николая Чудотворца: «Баряне разбили мозаику ломом, один из моряков спустился в гробницу и, увы, встал прямо на благоухающие миром святые останки и повредил их. Мощи по частям поднимали и укладывали в священнические одежды. Главу святого и многие другие фрагменты скелета перенесли на корабль. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились и опасались, что ликийцы спустятся с горы в город и воспрепятствуют похищению мощей. Все же несколько десятков жителей Мир успели добежать до кораблей барян. Сил у них было недостаточно, чтобы вступить борьбу с вооружённым отрядом моряков, но плач стоял великий».
Мощи, привезенные в Бари, были торжественно помещены в храме святого Стефана, а через год для них был построен специальный храм, который и сегодня привлекает множество как католиков, так и православных паломников со всего мира.
Через десять лет после барян в Мирах побывали и венецианцы. Они тоже жаждали привезти домой священные реликвии и явились за ними в святое место. Забрав из гробницы всё, что в спешке не тронули их предшественники, венецианцы решили - «маловато будет» и, как доказали учёные, добавили к подлинным останкам совершенно посторонний череп, женские и детские косточки. Вместе с «добычей» они отправились в Крестовый поход в Палестину, а по возвращении из него мощи были временно положены для поклонения в одном из храмов, а затем перенесены в церковь Святителя Николая бенедиктинского монастыря на острове Лидо, куда и сегодня стекается множество паломников и туристов. Есть множество свидетельств того, что молитва, обращённая к Святителю Николаю, не остаётся без ответа. Помощь приходит к тем, кто верит.
Необходимо добавить, что в XX веке учёные проводили исследования останков, хранящихся в Бари (в 1953 — 1957 годах) и на острове Лидо (в начале 90-х). Антрополог Луиджи Мартино подтвердил подлинность останков и установил, что в Венеции находятся как раз те фрагменты мощей, которых не хватает в Бари, однако в ковчег прибавлены и посторонние кости (грех — на совести крестоносцев). Учёные установили, что останки действительно принадлежат человеку, умершему в середине трехсотых годов нашей эры. Ростом он был 167 сантиметров, питался только растительной пищей и отправился в мир иной в возрасте примерно 75 лет. По костям черепа удалось восстановить внешний облик святого, который оказался сходным с наиболее ранними изображениями Николая Чудотворца.
При подготовке публикации использованы материалы журнала «Нескучный сад» и сайта прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции.