Чуму заказывали?

Вадим Дубило
Есть одна неприятная тема. Если ее не поднимать, забыть и «закрыть» вопрос, то можно много чего получить на свою голову. К примеру, чуму или сибирскую язву во всех их «распрекрасных» проявлениях. Наша газета неоднократно обращалась к теме всевозможных загрязнений окружающей среды. И вот снова: подтопляются скотомогильники. И не где-нибудь, а в плотно заселенных районах края.
Что такое скотомогильник или захоронение сельскохозяйственных животных в идеале? Это особым образом устроенный бункер, удаленный и от населенных пунктов, и от воды. Сто лет назад, или даже больше, край был заселен негусто, и тогдашние жители мало заботились об обустройстве захоронений. Начался падеж коров, ну так и оттаскивали туши подальше, присыпали ямы землей и забывали все это на долгие годы. Те старые могильники никак не помечались. А животные погибали от тех же болезней, что и сейчас: был у коров и туберкулез, и ящур, и бруцеллез… Все, не к ночи будь помянутое.

С наступлением периода весенне­летнего половодья МЧС края обеспокоено состоянием скотомогильников и захоронений сельскохозяйственных животных, попадающих в зон у потенциального риска в связи с вероятными паводками.

По данным государственной ветеринарной службы, в Ставропольском крае имеется 496 скотомогильников. 307 из них соответствуют ветеринарно­санитарным требованиям, в их число входит 131 сибиреязвенное захоронение. Расположение некоторых опасных объектов не известно, поскольку многие из них не имеют ограждений и табличек с предупреждающей надписью. Этим захоронениям может быть и 30 лет, и 40, и больше…

Наш край в нескольких районах перенасыщен подземными реками и грунтовыми водами.

Некоторые из могильников и захоронений находятся под угрозой подтопления или могут подмываться грунтовыми водами, что в конечном итоге может привести к возникновению эпидемий и эпизоотий.

Так, по данным государственной ветеринарной службы, в Ставропольском крае под угрозой подтопления находятся 11 скотомогильников, а также 15 сибиреязвенных захоронений.

Обеспокоенность вызывает тот факт, что на территории особо охраняемого эколого­курортного региона Российской Федерации – Кавказских Минеральных Водах, в последней четверти прошлого года, в Георгиевском районе на берегу реки Подкумок, наблюдается отступание береговой кромки под воздействием эрозии и оползней. Все это происходит на окраине станицы Незлобной. В настоящее время кромка уступа находится в 12 метрах от сибиреязвенного скотомогильника. Дальнейшее проявление оползня может привести к его разрушению и возникновению чрезвычайной ситуации. То есть сибирская язва просто вырвется наружу. Со всеми вытекающими последствиями.

Начальник Ставропольской краевой станции по борьбе с болезнями животных Пантелей Поздняков уверен, что пока нет большой воды, не будет и большой беды. «Сегодня мне доложили, что русло реки несколько изменено, и вода не достанет до захоронения. Но это сейчас, пока нет большого паводка…»

Сегодня у ветеринаров есть специальные карты, где обозначены все скотомогильники и захоронения. Но, по неофициальным данным, на территории края всего 1156 сибиреязвенных могильников. И это данные пятилетней давности! Ставропольская специальная государственная ветеринарная служба два раза в год в обязательном порядке объезжает опасные объекты, обследует их, выписывает предписания и даже штрафы ­ там, где захоронения находятся в ненадлежащем, заброшенном состоянии. Но многих ли нынче пугают штрафы?

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование опасных объектов возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых они находятся. Однако финансовых средств, необходимых для строительства новых и ремонта действующих скотомогильников, не выделяется или же выделяется в недостаточном объеме. Территории могильников, не имеющих табличек с предупреждающей надписью, могут по неосведомленности использоваться населением в качестве мест для выпаса домашней скотины. Не стоит сбрасывать со счетов и беспечность самих местных жителей: зачастую трупы животных крестьяне сами выбрасывают в лесополосы, водоемы, на свалки без выяснения причин падежа. Происходит заражение местности возбудителями различных болезней животных, что рано или поздно может привести к эпизоотиям и, как итог, к заражению человека различными заболеваниями, в том числе и сибирской язвой. Не хотелось бы жить во времена, когда «сибирка» вовсю гуляет. И не под землей, а на ее поверхности.

Наталья Буняева,
совместно с пресс­службой МЧС
по СК, краевой станцией по борьбе
с болезнями животных.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление