Чувство долга пересилило страх
Это случилось не так давно: во второй половине сентября. Но разве рассказ о подвиге человека имеет срок давности? Нет, конечно.
Итак, тревожный звонок на телефон Единой диспетчерской службы (ЕДДС) города Ставрополя раздался в десять минут первого. На улице Васильева горит квартира на первом этаже. Об этом моментально узнали все необходимые службы.
Вот сухие строчки суточной сводки ЕДДС: «Задействованы (далее перечисляются все службы). Пожар локализован через 17 минут, ликвидирован окончательно через 23 минуты. Всего эвакуировано 25 человек, «скорой помощью» госпитализирован двадцатилетний молодой человек с тяжелым отравлением продуктами горения».
К сожалению, такие или примерно такие сводки приходится читать довольно часто. Но в этот раз насторожило. Ядовитым дымом отравлен молодой, сильный парень. Ведь успели же эвакуировать пожилых людей, детей, всех остальных. Что произошло на самом деле? А вот что. Три друга, три земляка из села Апанасенковского: Александр Гринь, Виталий Малов, Андрей Фисенко - засиделись в гостях. Уже ночью засобирались домой.
Виталий вышел на улицу к машине. И тут, чуть не сбив его с ног, из квартиры, расположенной на первом этаже, выскакивают парень и девушка, почти без одежды. В следующее мгновение они бросаются обратно в квартиру: документы! А в квартире уже полыхает огонь, и она заполнена густым, едким дымом. Виталий Малов понимает, что спасти документы нельзя, бросается в квартиру и, преодолевая сопротивление погорельцев, буквально выталкивает их к выходу! У потерпевшего «жильца» дымится спина, в суматохе Виталик и не разглядел толком, что там. Помнит только, что пытался «захлопать» дымящуюся спину обезумевшего парня. И что руки вмиг стали липкими... Наконец пара, видимо, придя в себя, куда-то быстро исчезает. А пожар набирает силу! Выхватив мобильник, Малов набирает первый телефон, который вспомнил, - 112 и проговаривает четко и уравновешенно, что горит и где. Связь, как назло, «булькает», но информацию приняли. А ребята, его друзья, еще там, на восьмом этаже, в гостях. Он звонит и им: «Срочно выбегайте, пожар!». А друзья подумали – розыгрыш и спустились, не торопясь. И уже ближе к выходу поняли, что дело серьезное.
И тут сообразили: люди в квартирах-то спят, а ядовитый дым быстро расползается по лестнице вверх и уже наверняка попадает в квартиры! Сами-то вышли, а остальные жильцы?
Надо действовать, как в армии учили, быстро и четко. Распределились по этажам и с криками: «Пожар! Люди, выходите на улицу!» (еще что-то там кричали) стучали в двери руками, ногами, чем придется. Никогда не думали, что так сложно разбудить человека!
А дым тем временем становился все гуще, дышать становилось все труднее, порой совсем невозможно, но будить, объяснять и выводить людей не перестали. Виталий и Андрей вывели на улицу и положили на лавочку мужчину. А жильцы, уже разбуженные, выглядывали с балконов вниз, пытались разглядеть хулиганов, кричали и возмущались. Самое «смешное» заблуждение жильцов - перестаньте безобразничать и затушите костер! Опять приходилось кричать и объяснять, что пожар, быстрее выходите на улицу! Скорее бы приехала подмога! Спасатели и пожарные приехали быстро, так же быстро и профессионально стали делать свою работу.
К тому времени ребята уже порядком наглотались дыма, головы гудели, глаза слезились и уже практически ничего не видели, болело горло и не было никаких сил откашляться.
Осмотрелись. Сашки Гриня нет! Он, после того как вывел пожилую пару, вернулся, чтобы подняться на восьмой этаж, к дев-чонкам, у которых были в гостях. Кинулись к пожарным: «Ребята, у нас там товарищ на восьмом этаже, он пошел выводить двух девушек!».
Сказано - будет сделано. Двое пожарных поспешили на восьмой этаж. Действительно, двух девушек обнаружили в ванной комнате. Оказывается, Саша сказал им находиться там, а сам закидывал их мокрыми простынями и еще чем-то там мокрым, объяснял и показывал, как нужно дышать через намоченную ткань. В комнате - дым стеной. У пожарных с собой было два спасательных аппарата, две маски для пострадавших. Решили первыми выводить девушек, на них надели защитные маски и повели вниз. Потом опять на восьмой этаж, за оставленным на балконе парнем.
Тут пожарным пришлось разделиться, поступила вводная, что на девятом этаже ждет помощи женщина с ребенком. Пожарный Виталий Гришин пошел на девятый этаж, а его сослуживец, Александр Тетеревятников, - за молодым человеком. Сразу понял, что легко не будет. Признаки отравления налицо. Тем не менее, надев на потерпевшего маску, он повел его вниз. «Повел», то есть понес на себе. Парень старался двигаться, «держать лицо», но, видимо, сознание уходило, и Александру приходилось где прямо на себе, где чуть ли не волоком, поддерживая оседавшего на пол Сашку, двигаться вниз по лестнице. На уровне второго этажа Гринь окончательно потерял сознание. Чувствуя, что кислород в баллоне заканчивается, его тезка-пожарный, Александр Тетеревятников, спешил... На выходе их обоих, уже падающих, подхватили спасатели. Пострадавшего паренька тут же уложили на носилки и бегом в машину «скорой помощи». Встревоженные друзья бросились к врачам: «Спасете?» - «Попробуем «продышать»...
С трудом, но «продышали». Александр Гринь, очнувшись, услышал слова доктора: «Запомни парень, 18 сентября – твой второй день рождения».
Уже потом, спустя время, друзья проанализировали свои действия, нельзя было Саше подниматься наверх - пока будили и выводили людей, метались с этажа на этаж, они вдыхали ядовитый дым. Остановиться бы им, когда приехали спасатели и пожарные. И вот что это? Это - чувство долга, неравнодушие к чужой беде, стыд от того, что можно остаться в стороне, когда люди в опасности? Можно бесконечно задавать эти вопросы. А ответ самый простой: ребята делали все, что могли и как могли. Да по-другому они бы и не могли поступить.
Татьяна Маркевич