Дама искала багаж...
Лариса ДенежнаяПотерянный багаж — это не только испорченный отдых или семейное торжество, но и дополнительные траты. Именно это имело место быть с жительницей Ставрополя Д., назовем ее Ириной Константиновной. Женщине пришлось обращаться в суд, чтобы добиться от авиаперевозчика компенсации за незапланированные расходы, которые обернулись в значительную сумму. Районный суд Промышленного района г. Ставрополя вынес решение в пользу Д., которое вступило в силу в конце июля 2020 года. Впрочем, все по порядку.
Д. приобрела авиабилет в авиакомпании Ellinair на рейс EL134 с датой вылета 11 октября 2019 года по маршруту Минеральные Воды - Салоники (Греческая Республика). Как следует из материалов суда, женщина собиралась не только отдохнуть в солнечной Греции, поплавать и позагорать, но и отпраздновать день рождения. Поэтому собрала в чемодан все необходимые для этого вещи: новую брендовую одежду и обувь, белье, купальные принадлежности, а также гигиенические средства и лекарства. Однако по прибытии в международный аэропорт Ирину Константиновну ждала неприятность: ее багаж в страну назначения не прибыл. Женщина обратилась в службу розыска багажа аэропорта, но выяснить ничего не удалось. Все попытки разобраться в сложившейся ситуации результата не принесли.
Д. в течение всего времени пребывания в Греческой Республике (с 11 по 21 октября 2019 г.) звонила в аэропорт г. Минеральные Воды, в службу поддержки авиакомпании. Представители последней никакого содействия в розыске багажа не оказали. Женщине пришлось заняться поиском своего чемодана самостоятельно. В результате узнала, что багаж был отправлен в Турцию, в Анталью. При этом Ирина Константиновна потратила немало денег на телефонные переговоры и мобильный интернет для совершения звонков и поиска необходимых контактных данных.
19 октября представители авиакомпании сообщили: багаж находится в Минеральных Водах. Возвратившись из поездки, Ирина Константиновна наконец-то забрала свой чемодан. Но, как говорится, дорога ложка к обеду. Оказавшись в чужой стране без вещей, женщине пришлось заново все покупать: одежду и аксессуары, обувь, гигиенические принадлежности, косметику и пр. В конце концов, новый чемодан, чтобы все это сложить. Кассовые чеки на все товары Д. сохранила — предстояли разбирательства с авиакомпанией по поводу возмещения понесенных затрат.
30 октября 2019 года Д. направила по электронной почте в адрес отдела обслуживания клиентов и отдела по назначению и выплате компенсаций претензии с требованием возмещения убытков и компенсации морального вреда. В этот же день женщина также направила заказным письмом претензию в адрес представительства авиакомпании в Москве.
Вскоре Д. получила ответ из авиакомпании. Ей предложили отправить банковские реквизиты для перечисления компенсации в размере 50 евро на предметы первой необходимости. Женщина не согласилась с такой суммой, которая была занижена в несколько раз. Она направила повторную претензию, указав на недостаточность предложенной компенсации, потребовала удовлетворить требования в полном объеме.
Не получив ответа от авиакомпании, Ирина Константиновна обратилась в суд.
В исковом заявлении Д. указала: в связи с задержкой по вине авиакомпании багажа понесены убытки, являющиеся незапланированными расходами по приобретению необходимых вещей в размере 869,15 евро, 10800 руб. на приобретение чемодана, 7803,97 руб. на мобильную связь и мобильный интернет. Размер требований к перевозчику о возмещении убытков составил 80 435,30 руб. Кроме того, Д. просила суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 200 тысяч рублей и 50 тысяч за юридические услуги — женщине пришлось обращаться к юристам для подготовки иска в суд.
Представитель ответчика - авиакомпании «Эллинэйр» - на судебное заседание не явился. Никаких объяснений на этот счет и просьбы о переносе судебных слушаний от него не поступило. В судебном заседании представитель третьего лица — от управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю просила вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 125 Воздушного кодекса РФ пассажир имеет право на предъявление перевозчику заявления в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта.
Согласно ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
По спорам, возникающим из договоров перевозки пассажиров и багажа, распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей». В соответствии со ст. 28 Закона потребитель вправе потребовать от исполнителя полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги - сроков ее начала и окончания.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований. Д. документально подтвердила расходы на приобретение необходимых вещей, представив все квитанции. Суд счел обоснованной указанную сумму ущерба, причиненную истцу, а вот размер компенсации морального вреда, заявленную Д., - завышенной и снизил ее до одной тысячи рублей. Также частично было удовлетворено требование о возмещении расходов на услуги представителя — 15 тысяч рублей вместо 50 тысяч.
Ответчику придется оплатить и штраф в размере 40 тысяч рублей - 50 процентов от суммы, присужденной судом, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.