Деловые люди – опора России
Наталья ТарновскаяНа выставке представлен широкий ассортимент различных товаров, которые можно было приобрести в магазинах таких именитых купцов, как Иван Алафузов, Иосиф Третьяков, братья Ивановы и Меснянкины.
Само слово «купец» означало исключительно «торговец». Сословная же группа купечества согласно законодательству того времени объединяла представителей всех форм и видов предпринимательства. С капиталом в тысячу рублей можно было приобрести права купеческого сословия и стать купцом третьей гильдии. Это давало право заключать деловые контракты стоимостью до двадцати тысяч рублей, содержать трактиры, постоялые дворы, бани, небольшие заводы и фабрики. У купцов второй гильдии торговые обороты были куда внушительнее, но и тех, и других сегодня можно было бы отнести к представителям малого и среднего бизнеса. Деловая же элита - купцы первой гильдии обладали капиталом не менее ста тысяч рублей.
Основным направлением производства на дореволюционном Ставрополье была переработка сельхозпродукции. В губернии действовали многочисленные маслобойни, сыроварни, мельницы и пекарни, воскобойные, винокуренные, кожевенные заводы. Действовали также цеха по производству строительных материалов, основными из которых были кирпич и черепица. Самым крупным производством в губернии был «Чугунно-литейный и механический завод Руднева и Шмидта» (сегодня - «Красный металлист»), в цехах которого работали всего 40 человек. В 1866 году в Ставропольской губернии действовало 44 промышленных производства, среди которых было даже предприятие по выделению духов и одеколонов, содержал его аптекарь Шенберг. Одна из фабрик (по производству фосфорических спичек) была организована женщиной, женой чиновника Кириллова, ею же и управлялась.
В конце XIX века на Ставрополье числилось чуть более тысячи купцов, но именно их стараниями прирастала экономическая мощь и губернии, и государства Российского в целом. В этот же период главным двигателем продаж становится реклама в городских журналах и газетах. Креативный подход к этому делу предпринимателей тех лет, изящество рекламного слога не может не порадовать и современного потребителя: «Сим имею честь довести до сведения жителей города Ставрополя и его окрестностей, что с 5 февраля 1896 года мною откроется паровая баня… Баня отапливается по пятницам и субботам. Для удобства публики при бане имеются извозчики. С истинным почтением, Лукинов». А как вам следующий перл: «Галоши «Проводник» продаются везде! Патентованные, самые лучшие в мире! Первейшие по доброкачественности и изяществу фасонов. Безусловное ручательство за беспримерную прочность каждой пары».
Было среди предпринимателей той поры немало меценатов. Многие оказывали помощь больницам, сиротским приютам, обездоленным. Оказывалась поддержка культуре и искусству. Так, один из братьев Алафузовых собрал в своём доме большую коллекцию живописи. Его картины могли увидеть все желающие абсолютно бесплатно в дни открытых дверей.
После революции коллекция была национализирована и теперь является частью фонда городского музея изобразительного искусства. Вообще, с приходом революции предпринимательская деятельность была запрещена как антисоциальная, а само купечество как класс уничтожено. Попытка либерализации экономики в период нэпа была кратковременна, и затем, когда частный бизнес помог стране пережить самые тяжёлые и голодные послереволюционные годы разрухи, он постепенно сошёл на нет под гнётом непосильных налогов. Вся экономика была монополизирована в руках государства на долгие годы. Возрождение предпринимательства берёт начало в 1985 году, когда был провозглашен перестроечный курс на ускорение социально-экономического развития страны.
В начале века нынешнего наш край занимал лидирующие позиции в стране по темпам развития предпринимательской деятельности. Однако сегодня малый и средний бизнес переживает очень трудные времена. Многие предприятия закрываются. А ведь Президент Дмитрий Медведев говорит о том, что к 2020 году не менее 60 - 70% населения должны работать на предприятиях малого и среднего бизнеса.
- Свои интересы предприниматели могут отстоять лишь сообща, – говорит Сергей Харитонов, руководитель регионального отделения Всероссийской организации предпринимательства ОПОРА РОССИИ, один из инициаторов и организаторов экспозиции. - Наша организация ведёт работу по объединению краевого бизнес-сообщества в отраслевые союзы. В единении наша сила. И я очень рад, что наша идея с ретроспективным показом предпринимательства как особой прослойки общества, его истории в Ставрополе удалась. Очень надеемся, что эта выставка будет способствовать решению многих современных проблем экономического развития нашего города и края.