День освобождения
Елена ПавловаЭто утро было такое же стылое и ветреное, как то, давнее январское утро 1943 года, когда наши воинские части выбили из города последние немецкие заградотряды. В Ставрополе были разрушены предприятия, школы, театр, за полгода оккупации были расстреляны почти восемь тысяч его жителей. 21 января — день освобождения - стал вторым днем рождения нашего города. И уже много лет этот день начинается с митинга памяти у Вечного огня.
Вот и вчера у мемориала «Огонь Вечной славы» было очень много людей — ветераны Великой Отечественной, школьники и студенты, для которых сороковые-роковые — это очень удаленные по времени годы. Но и они, родившиеся через 45 — 50 лет после Победы, помнят… Учатся помнить… И очень символично, что 15 - 16-летние стояли в карауле у Вечного огня, читали ветеранам стихи, были в знаменной группе, которой был доверен вынос знамени Победы…
— Историю Ставрополя можно изучать по названиям улиц, — сказал, открывая митинг, глава города Николай Пальцев. — В Ставрополе 25 улиц и переулков названы в честь воинов Великой Отечественной войны. Например, улица Доваторцев — именно по ней отправлялись на фронт прославившие себя в дальнейшем конники-гвардейцы Льва Доватора. Есть улица комполка Андрея Короткова, которому довелось освобождать свой родной город Ставрополь. В год 60-летия Победы появились улицы Мартыненко, Литвиненко, Лысевца, Сипягина, Турбина.
И мэр, и выступавшие на митинге заместитель председателя краевого правительства Василий Балдицын, и горвоенком полковник Сергей Гайдуков говорили о благодарной памяти, о подвиге ставропольцев на фронтах Великой Отечественной, о том, что на нашем рубеже было остановлено продвижение фашистов к каспийской и грозненской нефти, что с этого рубежа началось и освобождение Кавказа, о том, что 220 тысяч наших земляков были награждены орденами и медалями, 40 человек стали полными кавалерами ордена Славы… Было также отмечено, что забота о ветеранах — это почетный долг. И поручения Правительства России по обеспечению их жильем будут выполнены. А что касается попыток пересмотра итогов войны, предпринимаемых некоторыми «историками», то будет делаться все возможное, чтобы этому противостоять. Ибо попытки искажения истории оскорбительны для участников войны и нашей памяти.
…Небо засыпало город колючим снегом и задувало ветром — так же, как холодным январем 1943-го, когда пришло освобождение. Звучали имена тех, кто отдал за это освобождение жизнь: Иван Булкин, Леня Голиков, много имен… Потом была объявлена минута молчания. Звучал только метроном…
…Возложение. Это тоже — как минута молчания. Здесь не говорят слов. Вслух не говорят. Но здесь у памятника те, кто пережил войну, стоят подолгу… У каждого — своя память. В том числе — и о январе 1943-го…
Иван Степанович Демченко, например, тогда еще и не воевал. Он — последний призыв — марта 1945-го. Но в его родной Сумской области, на самой границе с Брянщиной, даже в оккупации был самый настоящий фронт — только партизанский. Старая Гута, тут Ковпак организовывал свои партизанские формирования. Как раз в конце января там самая рубка разворачивалась. Мадьяры, много бед натворившие в селах, за все сполна получили… Ваня Демченко, на ту пору 16-летний хлопчик, наблюдал это возмездие… Тогда он и понятия не имел, что есть на свете такой город Ставрополь (Ворошиловск). И в сообщении Совинформбюро о его освобождении было сказано совсем коротко. Так что если и слышал или в листовке читал, то просто порадовался очередной победе наших войск… А теперь Ставрополь — и его, Ивана Степановича, родной город… И 21 января, годовщина освобождения — это день особый. И. Демченко — человек военный, службе в армии 33 года отдал. Он очень хорошо знает, что на фронте не бывает маленьких или незначительных побед. И что 21 января 1943 года был сделан еще один шаг на трудном пути к Великой Победе.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА.