День, ознаменовавший новую эру
Ольга МетёлкинаВот и наступил канун праздника, столь любимого среди православных христиан. Сегодня Сочельник, а за ним наступит Рождество Христово. Для верующих подходит к завершению многодневный пост и наступает время радости по поводу рождения Иисуса Христа. В череде сменяющих друг друга дней мы не задумываемся о том, что каждый наступивший год отсчитывается от этого события, ознаменовавшего новое летосчисление – от Рождества Христова…
Появление на земле Спасителя рода человеческого, описанное в Новом Завете, произошло по юлианскому календарю, введенному римским императором Юлием Цезарем с 1 января 45 года до нашей эры. Отсчёт в нём начинался от даты основания Рима. В то же время многие народы широко использовали датировку «от сотворения мира». Но когда же началась новая эра в истории человечества и люди стали считать годы от Рождества Христова?
Произошло это в «эру Диоклетиана» (по имени правящего римского консула), то есть в 525 году. Летосчисление от Рождества Христова предложил ввести настоятель одного из римских монастырей Дионисий Малый. По происхождению он был скифом, прекрасно владел латынью и греческим языком, слыл человеком ученым, хорошо знал Священное Писание. По его расчетам Рождество Спасителя соответствовало 754 году от основания Рима.
Новое летосчисление в христианском мире Европы распространилось при Карле Великом, правителе Франкского государства, с 771 года. На Руси после принятия христианства летосчисление долгое время велось так же, как в Византии, - от «сотворения мира», а точнее - от создания Адама, которого Господь слепил в пятницу, 1 марта 5508 года до нашей эры. Вместе с христианством на Руси был принят и юлианский календарь, который был еще известен под названием – «Церковный круг». Тогда день Рождества Христова и католики, и православные отмечали одинаково – 25 декабря.
Но как же получилось, что в современной России праздник «переместился» на 7 января? Во всём «виноват» римский папа Григорий XIII, распоряжением которого в 1582 году был введен более точный по сравнению с прежним так называемый григорианский календарь (по которому сегодня живёт весь мир). При переходе на «новый стиль» в 1583 году было пропущено 10 дней. Это позволило синхронизировать григорианский календарь с юлианским календарем III века. С подобной модернизацией согласились в Италии, Испании, Португалии, Франции, Польше и в ряде других стран.
Россия же продолжала жить по юлианскому календарю, так называемому «старому стилю» вплоть до момента принятия в 1918 году Декрета о введении в Российской республике западно-европейского календаря. В документе говорилось: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого: …первый день после 31 января сего года считать 14 февраля, а не 1 февраля…». Таким образом, наши прапрабабушки и прапрадедушки легли спать по «старому стилю», а проснулись уже по новому, и без того самый непродолжительный месяц в году стал вдвое короче.
Введение григорианского календаря не коснулось Русской Православной Церкви, где неподвижные праздники (к которым относится и Рождество Христово) так и отмечаются по «старому стилю». При этом за прошедшие века разница между календарями и соответственно празднованием Рождества на Западе и у нас составила 13 дней, а начиная с 2101 года увеличится еще на один день.
Любопытно, что на Западе Рождество, вполне логично предшествующее Новому году, постепенно теряет первозданное значение и обретает характер светского праздника. А вот в современной России ожидание Рождества, которое празднуют после светского Нового года, добавило испытаний верующим христианам, у которых до ночи 6 января продолжается сорокадневный пост. Но, судя по количеству и настроению прихожан, собирающихся в храмах на рождественскую литургию, свой любимый праздник православные люди встречают с большой радостью и верой в душе. С наступающим праздником вас!