День рождения и помидоры
Михаил ВасиленкоИстория Ставрополя теоретически может продолжаться еще миллионы лет. По крайней мере, пока африканский континент, медленно ползущий на север, не сомнет юг Евразии, и на месте милой нашему сердцу возвышенности не взметнутся самые высокие на Земле горы. Право, не знаю, должна ли эта заоблачная перспектива стать предметом нашей гордости уже сегодня, когда Ставрополь во всей своей уютной красе встретил 236-й день рождения. Да и что нам грядущие тектонические катаклизмы, если сентябрь выдался слишком прохладным и дождливым после не слишком жаркого лета.
Раннее пожелтение листвы – как преждевременные седины, говорящие, что в нашей жизни далеко не все празднично и безоблачно. Вот и на научном форуме, идущем в Швеции, ученые вновь бьют тревогу: глобальные изменения климата – на 95 процентов продукт вредоносной деятельности человека. При чем здесь ставропольский сентябрь? Так глобальные ж!..
В День рождения города звучат добрые пожелания на будущее. А я вспоминаю о помидорах, которые в Ставрополе и в крае вдруг посреди лета разом пожелтели и засохли. Как утверждают знатоки огородники, после дождя, накрывшего весь регион. В парниках и теплицах помидоры не пострадали, а на открытом грунте… Что это было – еще один симптом нездоровья природы, отравленной человеком?
День города, удавшийся на славу, отшумел, отсалютовал. А из головы не идет: сбудутся ли реченные на празднике пожелания, что обращены к Ставрополю следующих поколений. Если судить по скотскому отношению к окружающим город лесам, то ответить следует отрицательно. Никаких научных экспертиз не надо. Достаточно поехать по объездной вокруг Татарки и увидеть на горушке, возвышающейся над селом, все больше и больше хором-особняков на месте вырубленного древнего леса. Или погулять по зеленым островкам Ставрополя, что примыкают к юго-западу, всюду натыкаясь взглядом на пластиковые бутылки, пакеты и прочие следы нашего продвижения по планете.
К великому сожалению, человек, оторвавшись от сосцов матери-природы, стал расточительным, эгоистичным и недальновидным. Экологические и иные рукотворные катастрофы вначале губили больше окружающий животный и растительный мир. Сейчас, видимо, цивилизация готова принести в жертву варварству и алчности самое себя. И саму Землю, как будто становящуюся все более маленькой и беззащитной. На глобусе которой есть едва различимая точка с прекрасным названием Ставрополь.
Эк куда загнул, скажете. А я из босого детства запомнил нашу речушку, в коей и мелочь рыбья водилась, да и рака еще можно было увидеть. Нет сейчас ни рыбешек, ни раков, ни самой речки. Только чувство чего-то непоправимого горчит в душе. Ставрополье не заметило гибели речки моего детства. Да и сам я вспомнил о ней в День города, когда вдруг призадумался, а какой будет наша малая родина лет этак через пятьдесят. Или сто.
Видно, только с годами начинаешь понимать, как все взаимосвязано в мире. И брошенная в лесу пластиковая бутылка, и обезрыбевшая речка, и дождь – убийца помидоров, и глобальное потепление. Начинаешь замечать хрупкость крохотной планеты, вырастившей нас себе на беду.
P.S. По некоторым данным, глобальное изменение климата происходит в России в полтора-два раза быстрее, чем в среднем по планете.