Десять голосов, которые потрясли мир
Вадим ДубилоОни появились на сцене Ставропольского Дворца культуры и спорта, как люди из иного мира элегантные, одетые в строгие вечерние костюмы, отчего казавшиеся абсолютно неприступными. И, не дожидаясь окончания приветственных аплодисментов, запели. Нежная, любимая во всем мире «Ave Mariа», словно послание с небес, заполнила забитый до предела зал, в мгновение ока наведя идеальный порядок и в привилегированном партере, и на пролетарском балконе. Зрители словно застыли в оцепенении. Да так и пребывали в состоянии то ли удивления, то ли восторга почти все первое отделение концерта уникальной шоугруппы, известной во всем мире под названием «Хор Турецкого», правда, заполняя недолгие перерывы между номерами благодарнояростными аплодисментами.
Уникальность же «Хора Турецкого» заключается в его удивительном профессионализме и универсальности. Созданный в 1989 году на базе Московской хоральной синагоги, мужской хор изначально замышлялся в качестве музыкального сопровождения иудейских религиозных обрядов. Но уже через год стало ясно, что Михаилу Турецкому, возглавившему хор, тесно в рамках религиозных песнопений. Да и сами исполнители, обладающие не только великолепными голосами, но и имеющие дипломы высших музыкальных учебных заведений не одной России, диктовали репертуар. И сейчас, без всякой натяжки, «Хор Турецкого» явление и уникальное, и интернациональное.
Да уже во время выступления в Таллинне и Калининграде в 1990 году рядом с традиционной синагогальной музыкой появились произведения из классических опер, позже – джазовые композиции, отрывки из мюзиклов, народные песни, эстрадные хиты и даже так называемые городские романсы (то, что в народе обычно называют блатными песнями).
Потом ансамблю под управлением Михаила Турецкого, заслуженного артиста России, кавалера уникального ордена «Золотой короны» Американской ассоциации музыкального искусства, которым награждено в мире всего восемь человек, аплодировали ценители музыкального искусства многих городов России и СНГ, Европы, Израиля, Соединенных Штатов Америки, Испании, Голландии…
Вот и на концерте в Ставрополе органично звучали «Аллилуя», «Отче Наш», отрывки из опер «Иисус Христос – суперзвезда», «Трубадур», «Кармен», «Федра», сочинения итальянских и французских композиторов эпохи Возрождения, «Синий туман», джазовые композиции, песни советских авторов, «Битлз», «Бонни М»…
Обладая уникальными голосовыми и сценическими данными, артисты не боятся экспериментировать. Вот они появились на сцене в средневековых масках – и грянула тарантелла, без которой не обходился ни один средневековый итальянский карнавал, вот десять элегантных мужчин под бурные овации взметнули вверх ноги в знаменитом канкане, но стоило зазвучать знаменитой «Мой адрес Советский Союз», и под ностальгические настроения старшего поколения зрителей на бритые и лохматые головы артистов взгромоздились стилизованные буденновки, а когда зазвенела веселая и бесшабашная «Леткаенка», удержать в рамках приличия зал сил ни у кого не было. Да, впрочем, этим никто и не занимался. И все десять уникальных артистов с сотней самых отчаянных ставропольчанок запрыгали под любимую молодежную мелодию середины шестидесятых годов прошлого века.
Это естественное единение «Хора» и зала не прекращалось ни на секунду: ни когда все вместе пели «Марш энтузиастов», «Трус не играет в хоккей», «Москва майская» и «Многая лета» жителям Ставрополя…
Расставались артисты под знаменитую «Прощальную песню» из кинофильма «Обыкновенное чудо». А мы скажем: чудо, которое подарил ставропольцам великолепный ансамбль под названием «Хор Турецкого»!
Валерий Павлов.