«Дети» Джигарханяна - на ставропольской сцене
Ольга МетёлкинаЭтот театр, наверное, менее других коллективов нуждается в рекламе, поскольку имя Армена Джигарханяна работает лучше любой пропаганды. Однако такое доверие наделяет и большой ответственностью перед зрителем.
В первый день гастролей в Ставропольском академическом театре драмы имени М. Ю. Лермонтова была организована пресс-конференция Армена Джигарханяна, на которой он поделился с местными журналистами своими мыслями об особенностях современного театрального и киноискусства.
Имя народного артиста СССР Армена Джигарханяна настолько известно зрителям России и всех бывших республик Советского Союза, что рассказывать о том, кто он такой, где родился, учился, играл и снимался, не имеет смысла. Театр, созданный Арменом Борисовичем, хотя и молод, но уже отметил свое первое десятилетие, имеет своего зрителя и пользуется популярностью. Отвечая на вопрос о том, почему он ездит вместе с коллективом на гастроли, Армен Джигарханян сравнил свой театр с ребенком, которого заботливые родители не бросают одного.
Говоря о значении театра в жизни в целом,
А. Джигарханян сказал: «Никто кроме театра и церкви не занимается тем, чтобы приводить людей к потрясению». Тем не менее, по мнению мэтра, современная драматургия, по большому счету, не дает необходимого материала для работы.
«Читаем, смотрим, слушаем, но выясняется, что если мы хотим проникнуть в русскую действительность, надо ставить Чехова, - пояснил Армен Борисович. - Он всё сказал. Причем, буду дерзок, не в изложении художественного театра, а прочитать самого Чехова...
С другой стороны, русский театр формировался по двум пьесам: «Горе от ума» и «Ревизор». Если расходятся два этих спектакля, потом можно ставить всё: «Гамлета», «Отелло»... А «Гамлет» - это вершина всего, что человечество создало в драматургии. Выше этого, в моем представлении, ничего нет». А потом добавил: «Но если в театре нет актера на роль Гамлета, то мы можем сделать медвежью услугу Шекспиру... Или не дай бог, если, намазав лицо гуталином, решим, что это Отелло».
Журналисты в ходе пресс-конференции не могли не затронуть темы кино. Было отрадно услышать, что артист, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как сыгравший более четверти тысячи ролей в кино, продолжает сниматься. Само же российское кино, по мнению А. Джигарханяна, серьезно пострадало за последние два десятилетия. Одну из причин он видит в том, что появились фильмы, которые снимают с главной целью — продать на Запад. Напомнив высказывание Сенеки о путях совершенствования, Армен Борисович заметил, что сегодняшнее российское кино пока, к сожалению, идет по пути подражания.