Дети – это счастье!
.Звонкий смех, топот маленьких ножек и атмосфера тепла, заботы и любви царят в доме батюшки Анастасия и матушки Аллы Акининых.
Сегодня у них растут четверо веселых, интересных и любознательных детей: Злата, Василиса, Игнатий и новорожденная Евдокия. О тонкостях воспитания в многодетной семье, проблемах нравственного выбора и других важных вопросах рассказал глава семейства – благочинный храмов Донского округа Ставропольской и Невинномысской епархии, настоятель храма Святого преподобного Серафима Саровского села Труновского священник Анастасий Акинин.
– Отец Анастасий, всегда ли вы мечтали о большой семье?
– Да, мечтал всегда, хотя в семье, в которой я родился, было всего двое детей, а у матушки – трое. Но сейчас мы, наверное, обогнали всех родственников.
– А планируете ли вы еще детей?
– Сколько Бог даст, столько и будет. Ведь дети – это счастье, плод любви.
– Сохраняете ли вы какие-то романтические отношения с женой в условиях большой семьи?
– Конечно же, я люблю свою жену и стараюсь максимально уделять время и детям, и жене. Но когда человек становится священником, на первом месте у него – приход и служение людям. Понятие «романтические отношения» – больше светское, нежели духовное. У верующих людей любовь является самопожертвованием.
– Получается ли у вас совмещать приходское служение с семейными хлопотами?
– Служение – это первостепенная задача, но у меня прекрасно получается совмещать пастырскую деятельность с семьей, хоть и прибавилось забот с новой должностью. Успеваю и поиграть с детьми, и почитать им что-то. Также они участвуют в богослужениях, часто присутствуют в храме, то есть они видят папу не только дома, но и на богослужении.
– А как вы приобщаете деток к православным традициям и культуре?
– В первую очередь, это участие в домашней молитве. Основа основ – утреннее и вечернее правило, в котором обязательно участвуют дети. И конечно же, участие в храмовом богослужении. Именно через это они глубже знакомятся с православной верой.
– Многие в селе говорят, что вы с семьей сюда приехали веру поднимать. А что в этом плане для вас важнее – назидательная речь или собственный пример?
– Вообще священники всегда жили на приходе, то есть в том селе, где они служили. Священник был и примером для других, и проповедником, потому что, живя в селе, он знает его радости и горести, где-то может поддержать человека, где-то наставить. И люди, взирая на семью священника, будут брать какой-то, я надеюсь, добрый пример, ведь в основном священнические семьи, за редким исключением, многодетные. Конечно, хотелось бы, чтобы сейчас было больше многодетных семей, ведь издавна на этом строилась вся Россия. Так, например, у моей прапрабабки было 18 детей. Люди рожали, растили деток, и были крепкие семьи, которые являлись хорошим примером для всех.
– У вас на данный момент четверо детей. В будущем, Бог даст, их будет больше. Однако каждый ребенок требует индивидуального подхода в воспитании. Как вы будете их воспитывать – искать индивидуальный подход к каждому или это будут какие-то общие для всех ценности?
– Базовые ценности для человека любого возраста одинаковые, и в основном они зиждутся на христианских принципах. Поэтому основа основ, фундамент будет единым, а дальше будем учитывать особенности каждого ребенка, потому что каждый ребенок – это индивидуальность, личность, к которой нужен определенный подход. Ведь кто-то больше стремится к музыке, кто-то к чтению и так далее. И здесь главная задача родителей – выявить талант ребенка. Но ни в коем случае нельзя навязывать что-то, как это часто происходит в современном обществе, когда родители в погоне за материальными благами стремятся к такой работе, которая бы их обеспечила, и в этой погоне теряют связь со своими детьми. Важно выявить талант ребенка и дальше его развивать, чем мы сейчас с детьми уже и занимаемся.
– И каков же фундамент, на котором вы строите воспитание ваших детей?
– Главное, чтобы они были достойными гражданами Отечества земного и Отечества Небесного, чтобы они были настоящими христианами, потому что настоящий христианин – это нравственный человек, который, пользуясь нравственными принципами, трезво смотрит на любую ситуацию, знает, как правильно поступить и не ошибиться. Хотелось бы, чтобы мои дети понимали такие ценности, как добро, целомудрие, чистота и правда.
– А что если дети вырастут, и у них появится другое, отличное от вашего мировоззрение? Дадите вы им право выбора?
– Если сызмальства заложить базовые нравственные ценности, этот фундамент, то ребенок, возрастая на нем, не сможет его пошатнуть. В Евангелии, в Нагорной проповеди Иисуса Христа, есть хороший пример. Один человек построил свой дом на песке, а другой – на камне. Подули ветры, хлынула вода, и дом на песке разрушился, так как у него не было основания. А дом, возведенный на камне, устоял, ведь камень, в христианском понимании, – это Господь наш Иисус Христос, Его учение. Но это вовсе не значит, что в священнической семье мальчики обязательно станут священниками, а девочки – женами семинаристов и матушками. Я знаю много семей священников, в которых дети стали и врачами, и военнослужащими, и юристами, однако база христианская у них осталась. То есть они обществу и людям помогают в другом служении, к чему также призывает Господь. Дети должны быть христианами. Конечно, никто не вправе их к этому принуждать, но, воспитываясь в этой атмосфере, они иначе жить и не смогут.
– С позиции священника и отца четверых детей можете ли вы сказать, чего больше всего не хватает современной молодежи – семьи, любви или верности?
– Наверное, всего. Мы – русский народ, уникальный во всех отношениях. У нас есть свои хорошие традиции, как, например, празднование дня памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, которые являются образцом христианского супружества. Однако общение с современной молодежью показывает, что не все стремятся создать семью, не все готовы к верности. А если нет ни того, ни другого, то не получится и настоящей чистой любви.
Полина СИДОРКОВА.
Фото автора.