Дети и гаджеты: отнять нельзя разрешить – где поставить запятую?
Гаджеты стали неотъемлемой частью всех сфер человеческой жизни. И сегодня многие дети куда лучше взрослых умеют обращаться и с навороченными мобильными телефонами, и с планшетными компьютерами. Но хорошо ли это, когда с пеленок вместо погремушки в руках малыша оказывается гаджет? Что должен делать переживающий за свое чадо родитель – покупать ребенку это чудо-устройство или ограничивать его общение с ним? Что несет в себе мобильный инструмент – необходимое малышу развитие или отвлекает его от полезных занятий?
Разобраться в этом нам помог Антон Сорин – кандидат психологических наук, опытный детский психолог, работающий с детьми и подростками, генеральный директор московского психологического центра «Квартет».
– Антон, как считают психологи: вредны ли гаджеты для детей?
– Вопрос не в этом – а в том, чего взрослые хотят добиться, предлагая ребенку гаджет.
– Что вы имеете в виду?
– Например, если вы с ребенком вместе в путешествии (едете в автобусе, в поезде, летите в самолете) и понимаете, что, не имея увлекательного занятия, ваше чадо снесет мозг вам и всем окружающим – гаджет станет той самой палочкой-выручалочкой, которая спасет вас в этой и подобной ситуации. С помощью гаджета ребенок сможет с пользой провести время – поиграть в развивающие игры, посмотреть мультфильмы. Это большое подспорье для родителей, игнорировать которое нельзя. Но если вы видите, что ваш ребенок «погружается» в гаджет настолько, что ему уже не интересно что-либо еще (к примеру, отдыхая на даче, вы не можете заставить его выйти на улицу, пообщаться с друзьями, сходить искупаться, потому что он целыми днями играет в игры) – тогда эта игрушка приносит вред.
– С какого возраста можно давать ребенку гаджеты?
– Начиная с года. Гаджет может стать прекрасным инструментом для развития. Но до трех лет ребенок должен пользоваться им не более часа в день, причем подряд – только 20 минут, потом еще 20 минут – после перерыва, тоже не менее чем 20-минутного – и т.д. И взрослые должны четко контролировать, не нарушается ли этот режим.
– А с чем связано такое ограничение?
– Длительное пользование гаджетом приведет малыша к переутомлению, перевозбуждению его нервной системы, ребенок будет хуже спать. Кроме того, это большая нагрузка на глаза, на мелкую моторику рук.
– А есть какие-то рекомендации по времени суток: когда ребенку можно дать гаджет, а когда – уже нежелательно?
– Конечно, перед отходом ко сну заниматься с гаджетом не нужно. Нельзя разрешать ребенку играть на планшете во время еды, выполнения школьных уроков или разговора с родителями. Во всех этих случаях игрушки, в том числе и гаджеты, должны быть убраны. Иначе реальное взаимодействие ребенка с другими людьми будет подменяться виртуальным. Существует уже целая проблема: дети приходят друг к другу в гости с гаджетами – и вместо того чтобы общаться напрямую, каждый сидит со своим устройством, через которые и происходит их общение.
– Чтобы гаджет стал полезным инструментом для развития ребенка, чем это устройство желательно «начинить»?
– Любыми позитивными мультфильмами, развивающими играми, соответствующими возрасту ребенка. Очень важно, когда, взаимодействуя с устройством, ребенок может проявлять собственную активность: рисовать, раскрашивать, решать головоломки, какие-то логические задачи. Гаджеты и пользуются популярностью потому, что они несут в себе большое количество полезных возможностей, которых человек не имел раньше. Нежелательно чтобы дети и подростки играли в агрессивные кровавые игры (такие игры противопоказаны в любом возрасте). При покупке не забывайте смотреть на маркировку товара. Сейчас на всей продукции, которая распространяется на территории России, есть значки с указанием возраста, для которого она предназначена.
– Понятно, что здравомыслящий родитель не купит ребенку жестокую игру, но сегодня даже первоклашки скачивают в Интернете такие игры и с упоением «режутся» в них на переменках со сверстниками…
– Да. Современные дети, для которых гаджет – не роскошь, а подручный инструмент, попадая в общественные места, где есть открытый доступ в Интернет, могут накачать себе все, что угодно. Это сложный момент. Но нет смысла вводить в этом случае тотальный контроль или наказывать ребенка.
– Как же родителю себя вести в данной ситуации?
– Для того чтобы ребенок в своем развитии пошел по правильному пути, ему нужно обозначить этот путь. Родитель должен предложить взамен что-то более полезное. Существует множество игр без насилия и крови, рассчитанных, например, на развитие стратегии – но вместе с тем они не менее круты и зрелищны.
– А если, несмотря на альтернативу, ребенка все же тянет к жестоким играм…
– Значит нужно выяснить, чем продиктована эта тяга, в чем заключается интерес ребенка. Если ребенок отвечает, что это круто – надо переориентировать его на другие игры. А если говорит, что все в классе играют в эту игру – придется проводить тяжелые и заунывные беседы из серии «все играют, а ты не будешь».
– И эти беседы дадут результат?
– Дадут, но не быстро и не так легко. Тем не менее необходима постоянная готовность родителя говорить с ребенком о том, что его интересует, и желание выслушать его мнение. А чтобы понять своего ребенка – может быть, взрослому и самому нужно попробовать поиграть в ту или иную игру. Гаджет – прекрасное устройство, которое можно использовать в том числе и для того, чтобы родители могли наладить контакт со своими детьми. Если ребенок маленький – даже полезно, когда родитель вместе с ним играет на планшете или в телефоне, обсуждает эти игры. А когда ребенок нарисовал с помощью планшета картину, тут же ее показал маме или папе – родитель обязательно должен ее прокомментировать, похвалить малыша. Словом, хорошо, если родитель как можно больше времени принимает участие в той деятельности, которую выполняет ребенок с помощью гаджета, а не оставляет его надолго наедине с устройством. А то ведь как бывает: взрослый включил своему чаду мультфильм в планшете или запустил игру – и сам погрузился в собственные дела, а ребенка в это время не видно и не слышно. Это удобно – да, но не полезно! А пользу принесут любые занятия с гаджетом, если они сопровождаются общением.
– А при каких обстоятельствах может сформироваться зависимость от гаджета?
– Именно при тех, о которых я только что сказал: когда родители заменяют себя гаджетом. И происходит это потому, что современные мамы и папы в своей системе ценностей отводят ребенку далеко не первое место. И суть почти всех их разговоров с психологом сводится к следующему: «Дайте мне волшебную таблетку, которая сделает ребенка удобным». Но здоровый, нормальный ребенок удобным быть не может! Он может приносить вам беспокойство, хлопоты, заставлять краснеть перед соседями, получать плохие оценки и вовсе не соответствовать представлениям ваших друзей о том, каким должен быть хороший ребенок. Естественно, нужно постоянно направлять сына или дочь по правильному пути – но при этом надо воспринимать их такими, какие они есть. И обязательно учитывать их эмоции, переживания, проблемы, амбиции. Если родитель серьезно занимается воспитанием ребенка, не наказывает его бездумно, способен выслушать, поддержать, помочь в решении сложностей, которые возникают в школе, в общении с друзьями – никакой гаджет ваше чадо не испортит.
– Ну а если ребенок дорос до 16–17 лет – и ничего, кроме гаджета, в его жизни нет? Можно ли решить проблему, отняв устройство и отправив подростка, скажем, поплавать в бассейне?
– У такого взрослого дитя гаджет вы уже не отнимете, но можете ограничить пользование устройством. Ставьте вопрос ребром – хотя бы раз в неделю на несколько часов буквально заставьте сына или дочь отложить гаджет и выбирайтесь куда-то вместе: на прогулку по лесу, кататься на велосипедах, в кино, в музей, ремонтировать машину – куда угодно… Вся надежда – на то, что эти вылазки позволят вам выстроить какие-то отношения. Ведь ситуация, при которой ребенок в 16 лет кроме гаджета ничем не занят, могла сложиться только от отсутствия нормального общения с родителями. И вот когда отношения между вами, благодаря совместному времяпрепровождению, наладятся – вероятнее всего, вы сможете вытянуть подростка в реальное жизненное пространство. Но учтите: этот процесс не может быть быстрым и сразу успешным – он будет сопровождаться и скандалами, и недовольством со стороны выросших детей. Но по большому счету в данном случае это – единственный путь.
– И дети потом скажут за эти старания спасибо?
– Может, скажут, а может, и нет. Родители порой забывают, что ребенок это – бизнес-проект, который никогда не окупится. Но родитель-то обязан знать, что будет лучше для его же чада. В то же время не надо смотреть на гаджет, как на некое неизбежное зло. Это всего-навсего инструмент. И от человека зависит, как он его использует: в помощь себе и другим – или во вред.
Наталья Колобова