Диалог о ЖКХ с премьером

Тамара Коркина

Недавно в Сочи прошла встреча председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с активом партии «Единая Россия». В ней принял участие Сергей Харитонов, сопредседатель Ставропольского краевого совета сторонников «Единой России», руководитель не так давно созданного регионального центра «ЖКХ-контроль». «Вечерний Ставрополь» не раз писал о нем. Как сказал Сергей Алексеевич, разговор с премьером был свободным, Медведев предложил обсуждение любых тем, важных для собравшихся. Важнейшей на встрече стала тема жилищно-коммунального хозяйства. Тем более что «Единая Россия» запустила ряд проектов в этой сфере, в том числе и проекты «Народный контроль», «Управдом». Участники встречи делились опытом работы, обозначали проблемы.

– Сергей Алексеевич, давайте поговорим о том, что лично вас заинтересовало на встрече, чьи выступления, скажем так, были созвучны с вашими мыслями.

– Тон разговору о ЖКХ задал представитель Ростовской области И. Колесников, зампредседателя комитета законодательного собрания по ЖКХ и куратор проекта «Управдом». Он коснулся роста коммунальных платежей, а также того, что сегодня все жалобы, все конфликтные ситуации в области берутся на особый контроль общественной приёмной «Единой России». Она очень активно сотрудничает с прокуратурой Ростовской области по проверкам управляющих компаний, ТСЖ и ресурсоснабжающих организаций, нарушающих законодательство. Интересная практика – в области ежемесячно делается срез платежей по всем муниципальным образованиям.

Нашим соседом был поднят такой острый и резонансный вопрос, как оплата общедомовых расходов. По его мнению, принятое Правительством РФ постановление № 344 кардинально ограничило начисление жильцам оплаты расходов на ОДН. Эту позицию разделили все. Легкую зависть у меня лично вызвало заявление о том, что управляющие компании области стали «гиперактивно заниматься сбором платежей с неплательщиков, вопросами хищения энергоресурсов, а также ресурсосбережением». Хотелось бы, чтобы гиперактивность появилась и в работе наших УК.

Проблему ростовчане, как и мы, видят вот в чем: сегодня Жилищный кодекс вроде бы четко определяет порядок перехода домов из одной управляющей компании в другую. На практике же компания, которой выразили недоверие, не передает техническую документацию новой УК, не переводит средства, накопленные жителями на счете дома.

Прозвучало предложение правительству: необходимо разработать чёткий, понятный порядок перехода со сроками, с ответственными. А то сейчас люди ходят по судам, а это очень длительный процесс.

Дмитрий Медведев ответил, что нужно посмотреть, как поменять существующие регламенты, и, может, что-то внести и в Жилищный кодекс, в подзаконные акты, включая постановления Правительства. Нужна конкретная идея, которую рассмотрит Правительство РФ.

– Скажите, а о работе таких вот региональных центров «ЖКХ-контроль», который вы возглавили, шла речь на встрече? Дело ведь новое…

– Да уже не совсем новое, общественный контроль в сфере ЖКХ при Общественной палате РФ работает второй год. Такие региональные центры созданы в 70 субъектах России, в 57 они активно работают. Но… На встрече прозвучала проблема, с которой столкнулись и мы: сейчас не хватает доступных методических материалов для разъяснения жителям основ жилищного законодательства. Медведева попросили, чтобы Центр общественного контроля в ЖКХ вместе с профильными министерствами и ведомствами разработали доступные, открытые и понятные населению материалы.

Премьер пообещал дать поручение подготовить специальную методическую базу, которая бы простым, понятным языком объясняла все нюансы работы жилищно-коммунальных служб и действующих сегодня правил.

Хорошая литература по ЖКХ действительно нужна, потому что люди со временем будут все больше и больше интересоваться делами своих многоквартирных домов.

Интересным опытом «кнута и пряника» поделился представитель Краснодарского края. Там не только ругают, критикуют управляющие компании, но и отмечают лучшие из них, те, которые оказывают услуги на высоком профессиональном уровне. Хорошие компании награждаются грамотами, о них рассказывают в прессе, кроме этого, у соседей практикуются брендированные наклейки – «Проверено»…

– Сергей Алексеевич, а вам удалось воспользоваться возможностью задать вопрос премьеру?

– Я и вопрос задал, и три реплики озвучил, чем вызвал неудовольствие москвичей. Сегодня, если нарушены права жильцов и принято решение подать исковое заявление в суд, старшему дома нужно собрать массу нотариально заверенных документов, провести титаническую работу. Чаще всего это просто непосильное дело. Я задал Медведеву вопрос: нельзя ли упростить эту сложнейшую процедуру? Он согласился, что требование об обязательном нотариальном удостоверении многих подписей всех жильцов – наверное, перебор. Но и подавать иск без ведома жильцов... Это тоже может обернуться негативными явлениями. Премьер обратился к присутствующим коллегам и из Государственной Думы, и из региональных парламентов: может быть, надо подумать над этой процедурой на законодательном уровне? Нужно продумать механизм, который бы оптимально отражал мнение жильцов и был всем понятным.

Я подал реплику, что можно дать полномочия принимать решения от имени жильцов совету дома. Дмитрий Анатольевич согласился, что с одной стороны совет избирается и может быть легальным представителем. Но с другой – в некоторых домах это неработающая структура.

Я выразил свое мнение о том, что для обеспечения эффективной работы центров «ЖКХ-контроль» во всех регионах должны быть программы по защите прав потребителей. В Ростовской, Белгородской областях, например, такие программы действуют. А в нашем Ставропольском крае, к сожалению, ее нет.

И еще говорил о том, что меня волнует: очень многие вопросы позволило бы снять внедрение саморегулирования. Ответ Медведева был такой: он тоже сторонник саморегулирования, особенно применительно к жилищно-коммунальной сфере. С другой стороны, по его мнению, далеко не всегда это саморегулирование даёт результат. И вот сейчас на эту тему идёт дискуссия в Правительстве РФ. Обсуждается два подхода. Один связан с выдачей разрешений на целый ряд действий, а второй – с передачей соответствующих полномочий саморегулируемым организациям. Премьер за второй подход, как за более цивилизованный, «но вопрос в том, чтобы сами эти саморегулируемые организации приобрели нужный авторитет, иначе это саморегулирование будет бессмысленным, потому что они не будут принимать решения, которые нужны. Если вы считаете, что мы уже дозрели до этой ситуации, тогда можно думать о передаче дополнительных полномочий этим саморегулируемым структурам».

Встреча, на которой мне удалось побывать, еще раз показала, что проблемы ЖКХ по-прежнему волнуют всех, не исключая и Правительство РФ.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление