Дистанционный… обман
Мы уже рассказывали о том, как предприимчивые продавцы дистанционных «прилавков», выступающие в роли медицинских учреждений, «впаривают» доверчивым покупателям БАДы, всевозможные «лечебные» изделия и приборы. Реализация всех этих товаров идет на дому, через курьеров. Когда выясняется, что дорогущий товар не только бесполезный или в нерабочем состоянии, а то и вообще противопоказан для применения по состоянию здоровья, потребители тщетно пытаются вернуть свои деньги. По всей стране в территориальные управления Роспотребнадзора потоком идут жалобы от доверчивых граждан. Федеральное ведомство, обобщив обращения потребителей, опубликовало на своем сайте комментарий по ряду неординарных ситуаций.
1. Ветеран войны, инвалид 2-й группы П. прочитал в центральной газете рекламу «Лечение и профилактика хронических (острых) воспалительных заболеваний мочеполовой системы» — белье лечебно-профилактическое «Динас», которое можно приобрести, позвонив по тел. «горячей линии» 8-800-200-35-33 или по тел. 8-495-661-36-53 в Москве.
На звонок ответил «заведующий 2-м урологическим отделением медицинского центра» и предложил П., как инвалиду, со скидкой 50% приобрести белье за 24 тыс. рублей, которое «обязательно поможет решить проблемы со здоровьем через 15 — 30 дней после начала лечения». Ветеран согласился и через два часа курьер привез ему заказ. П. носил белье полтора месяца, но облегчения не наступило. На требование забрать белье и вернуть деньги другой сотрудник «медицинского центра» предложил купить таблетки за 28 тыс. рублей для совместного применения, но принять белье и вернуть деньги отказался.
2. Инвалид 2-й группы В. увидел по телевизору рекламу аппарата СРВ-01, который лечит простатит и другие болезни. В рекламе обещали продажу аппарата по льготной цене тем, кто сразу позвонит по тел. 8-800-200-03-12. Сотрудник фирмы предложил В. купить аппарат с 50% скидкой всего за 25 тыс. рублей, а оставшуюся половину суммы продавец обещал провести через Пенсионный фонд. После перевода денег и получения заказа мужчина позвонил по контактному номеру в надежде получить обещанную консультацию по применению прибора. В ответ услышал о том, что аппарат СРВ-01 можно применять только совместно с препаратом «Эротон» стоимостью 30 тыс. рублей, которые надо выслать срочно.
Такой суммы у В. не оказалось, он выслал аппарат обратно. Но вернуть деньги сотрудники фирмы обещали после проведения экспертизы прибора. А позже, как написал в жалобе В., в его адрес пошли угрозы: мол, будет настаивать на своем, его «сотрут в порошок».
3. Гражданка Г. по телевизионной рекламе купила через курьера медицинский прибор «Антипаразиток» за 24,5 тыс. рублей. После этого начались звонки из Москвы. «Ответственные сотрудники Минздравсоцразвития России» стали рекомендовать Г. препараты для лечения мужа. В результате женщина потратила на «чудо-средства» 65 тысяч рублей. При изучении инструкции выяснилось: эти препараты ее мужу противопоказаны.
4. Инвалид 2-й группы К. приобретал в московских медицинских центрах через курьера или блиц-перевод лекарственные препараты с сентября 2007-го по июль 2009 года. Два месяца назад ему позвонил из Москвы «экономист отдела по защите прав потребителей»: приобретенные лекарства поддельные, да еще по завышенным ценам. Фирма поможет ему оформить документы на возврат денег и получить компенсацию за моральный ущерб. Также он сообщил, что счета медицинских центров заморожены и пострадавшим возмещение ущерба будет выплачиваться из казны, надо только предоставить информацию об израсходованных средствах, оплатить подоходный налог — 36095 рублей блиц-переводом и транспортную страховку — 41637 рублей, после чего компенсационные выплаты перечислят на расчетный пенсионный счет в Сбербанке. К. перевел нужную сумму. Увы, его счет в банке так и не пополнился.
Комментарий специалистов Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора.
Как следует из обращений граждан, приобретенные ими товары медицинского назначения доставлялись потребителям на дом курьером или по почте.
Такой порядок заключения договора купли-продажи товаров (наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»), регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом. Согласно п.9 указанных Правил продавец в момент доставки товара обязан довести до сведения покупателя в письменной форме сведения о потребительских свойствах товара, о порядке и сроках возврата товаров потребителем. Если это условие не выполнено, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства (например, показания свидетелей. – Л. Д.).
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.
Поскольку в основе всех обращений лежит факт перечисления гражданином определенной суммы денег за товар непосредственно на имя физического лица, то в данном случае такие сделки не имеют ничего общего с договором розничной купли-продажи, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» не регулируются, и рассмотрение подобного рода обращений не входит в компетенцию Роспотребнадзора.
По вопросу недобросовестной рекламы, распространяемой средствами массовой информации, в которой имеют место факты введения в заблуждение граждан относительно потребительских свойств отдельных видов товаров, гражданин может обратиться в Федеральную антимонопольную службу, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
В любом случае необходимо знать: приобретая и применяя лекарственные препараты, биологически активные добавки к пище, изделия медицинского назначения только на основании информации, полученной от «консультантов» каких-либо организаций по телефону, а также из рекламных объявлений, без предварительной консультации с лечащим врачом, потребитель берет на себя ответственность за результаты самолечения.
По поводу фактов продажи БАД в качестве лекарственных средств. В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 продажа биологически активных добавок к пище может осуществляться только через аптечные учреждения, специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски).
Кроме того, в соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров не допускается продажа продовольственных товаров в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах.
Изготовителям БАД в обязательном порядке предписывается нанесение на этикетку полных сведений о составе продукта, а также надписи о том, что биологически активные добавки к пище не являются лекарственными препаратами.
Обещания выплаты «компенсации» за приобретенные лекарства свидетельствуют о мошенничестве со стороны лиц, которые предлагают вам перечислить деньги напрямую на их имя (путем блиц-переводов и т.п.) в качестве «… налога». Такая форма оказания помощи гражданам законодательством не предусмотрена.
При наличии таких предложений не торопитесь перечислять деньги на имя какого-либо физического лица. Роспотребнадзор рекомендует напрямую обращаться в правоохранительные органы.