Дмитрий Судавцов: «У малого бизнеса есть будущее»
Лариса Денежная— Дмитрий Николаевич, малый бизнес вообще нуждается в поддержке?
— Думаю, самое главное — бизнесу не надо мешать. Что же касается поддержки… Выжить должен сильнейший. Таковы суровые, но справедливые законы рынка.
— И все-таки, какого рода поддержке Вы сказали бы «да»?
— Разумеется, и речи быть не может о безвозмездном финансировании. Это тупик. А вот что касается предоставления кредитов на возмездной основе – я двумя руками «за». Считаю, что должного внимания заслуживает и обучение. Для того чтобы заниматься бизнесом, человеку необходимо первоначально постичь какие-то азы профессии: маркетинг, бухгалтерский учет, прогнозирование и пр. Еще один момент — банк данных, который содержал бы информацию о той или иной бизнес-нише. Вот он как раз и позволял бы начинающему предпринимателю ориентироваться в уровне конкуренции и оценивать риск ведения того или вида бизнеса. Условно, на сегодня рынку нужно десять фирм — производителей пластиковых окон, двадцать кондитерских и т.д. Завтра ситуация может измениться, но на сегодня она такова. Приведу пример из недавнего прошлого. Вы помните огромное количество металлических киосков на «красной линии»? Впоследствии они оказались вытеснены более крупными конкурентами. А сколько мелких частных хлебопекарен было, скажем, десять лет назад? И что в итоге? Сейчас городу вполне хватает трех крупных хлебозаводов.
— Как Вы считаете, государство сегодня идет навстречу малому бизнесу?
— Вопреки тому, что сейчас вроде бы все делается для малого бизнеса, – нет. Чем дальше — тем хуже. Это касается и регистрационных сборов, и налоговой отчетности, которая продолжает оставаться достаточно сложной. Оптимальным вариантом в свое время, я считаю, был патент. То есть человек платил какую-то определенную сумму, большая она была или маленькая — другой вопрос. Но у него не болела голова от того, как вести бухгалтерские документы.
— У нас даже отсутствует четкая градация бизнеса…
— Действительно, непонятно, где заканчивается малый бизнес и начинается средний. Нет определенности на уровне закона. В Государственной думе Российской Федерации в настоящее время «бродит» закон о малом бизнесе. Когда он будет принят – непонятно. Но проект его, по крайней мере, был достаточно интересный.
— У малого бизнеса есть будущее?
— Обязательно. Особенно это касается тех сфер, где крупным предприятиям «неинтересно»: мелкой торговли внутри квартала, ремонтно-строительных работ, слесарных и других бытовых услуг.
— Какой фактор является определяющим для успеха в бизнесе?
— Желание и настойчивость. А в принципе возможно все.