Доктор пиявка

Доктор пиявка
Среди методов старинной медицины, возрождаемых в последнее время к жизни, гирудотерапии принадлежит особое место. Впрочем, интерес к ней никогда не исчезал, он лишь волнообразно колебался — подобно тому, как колеблется тело самой пиявки, высасывающей кровь...

Лет 100-150 назад не было ни одной болезни, при которой врач не прописал бы пиявок. Многие доктора и вовсе не признавали других лечебных средств. Отчасти и потому, что их вообще не было, лишь касторка, травки, порошки, клизмы, водолечение да... кровопускание.

В свете новейших научных фактов пиявка оказывается не примитивным «отворителем кровей», но и изощренным рефлексотерапевтом, а то и... экстрасенсом.

Знали ли об этом медики древности? Трудно судить наверняка, но, скорее всего, догадывались. Основоположником гирудотерапии принято считать древнегреческого врача Никандра (II век до Р. Х.). Но, как свидетельствуют рукописи, обнаруженные в египетских гробницах, пиявок применяли еще за 1500 лет до нашей эры, а возможно — и ранее.

Последователи Никандра — Гален и Авиценна — с помощью пиявок рассасывали тромбы, лечили суставы, нервные болезни, в том числе — эпилепсии и истерии, сотрясения мозга, легочные заболевания. Считали, что пиявка извлекает «дурную кровь», восстанавливает нарушенный баланс внутренних «соков» - крови, желчи, лимфы.

Бурный расцвет гирудотерапия получила в эпоху Возрождения, когда «плодоносило» все, что было связано с познанием мира. Правда, и тогда использование пиявок оставалось чисто эмпирическим. Но спектр заболеваний заметно расширился, и к концу XVIII столетия пиявка заняла «красный уголок» аптеки.

Пик всемирной популярности гирудотерапии приходится на XIX век. Тогдашние доктора, даже самые именитые, считали, что чем бы пациент ни болел, ему надлежало первым делом поставить пиявок (то есть снять воспаление), а затем уж дать лекарство, если таковое имелось. А если оно не помогало, то надо было услать больного на воды. Нередко количеством пиявок злоупотребляли (ставили по 100 штук одномоментно), чем только ухудшали здоровье пациента.

К тому же периоду относится безудержное истребление пиявок. Из дневниковых записей Наполеона известно, что около шести миллионов пиявок в год импортировали из Венгрии для лечения солдат французской армии. А вообще во Франции утилизировалось ежегодно до 50 миллионов особей.

Не меньшую активность проявляла и Россия. Почти все авторитетные врачи, в том числе великий хирург Пирогов, были сторонниками бделлотерапии (от греческого «бделла» - пиявка), так тогда называли гирудотерапию — до тех пор, пока не обнаружили в ней гирудин. В 1830 году в России использовали до 30 млн пиявок в год. Кроме того, пополнили бюджет государства за счет экспорта пиявок. Кончилось это тем, что пиявка стала исчезающим животным. Но, к ее счастью, спрос упал сам собой, когда с приходом ХХ века наука изобрела синтетические лекарства и вытеснила пиявок и «бабушкины» средства из аптек.

Но поклонники гирудотерапии начинают глубоко изучать секрет слюнных желез пиявок и находят еще немало ценных веществ и терапевтических свойств. После небольшой передышки ученые опять берутся за дело, а врачи вновь начинают назначать своим пациентам лечение пиявками. Они вновь появляются в аптеках.

Специалисты теперь обладают новыми знаниями — не все пиявки полезны (а их насчитывается 400 видов!). Оказывается, пользу приносят только те, которые обладают гирудином (медицинская аптекарская пиявка), благодаря которому и само животное располагает в своем арсенале бактерицидными свойствами. Начинают появляться специальные лечебницы. В нашей стране первой была «Медпиявка» (1956 год), где успешно лечили и по сей день лечат сердечные и многие другие заболевания.
Современное состояние гирудотерапии можно назвать возрождением: превосходно изучены систематика, морфология, анатомия и экология пиявок. Большая заслуга в этом профессоров медицины В. А. Савинова, А. И. Крашенюка. Огромный вклад в гирудологию внесли российские ученые И. П. Баскова и Г. И. Никонов. Последними исследованиями установлено, что пиявка, работающая на теле человека, издает своеобразный ультразвук (человек не способен его слышать, слышат только животные и специальные приборы), благодаря которому идет корректировка тонких структур — биополя человека. Вот почему пиявке приписывают экстрасенсорные способности...

В настоящее время пиявки - «на подъеме». Мы вновь заинтересовались ими, но с XIX века поумнели и сделали определенные выводы: ко всему нужно подходить разумно и грамотно. Но впереди — нанотехнологии... А потому есть основания надеяться, что пока интерес к пиявке в очередной раз не угаснет, она успеет многим спасти здоровье, за возможно, и жизнь...

Евгений Федорук, врач-гирудотерапевт.



Последние новости

Все новости

Объявление