Доктор творческих наук
Ольга МетёлкинаО таких людях говорят: может горы свернуть. И судьба распорядилась так, что эти самые горы Дмитрию Афанасьевичу Будянскому пришлось ворочать на «культурных просторах» Ставрополья.
Откуда такая работоспособность, удивляться не приходится – в семье, где родители воспитывали пятерых детей и трудились не покладая рук, лентяев не могло быть по определению. Даже самый младший Дмитрий поблажек не получал, с восьми лет работал вместе с отцом в колхозной артели (слава Богу, тогда о ювенальной юстиции никто слыхом не слыхивал, и дети приобщались к труду с детства). Старшая сестра нередко оставляла на брата своих малолетних ребятишек, зная, что на него вполне можно положиться.
Свои юные годы Дмитрий Афанасьевич вспоминает со множеством подробностей. О том, как началась война. Об оккупации, когда румынские солдаты забирали из дома последние продукты. Как после освобождения ему, тринадцатилетнему подростку, пришлось совсем по-взрослому работать в колхозе имени Ворошилова. Мужчины были на фронте, и Дмитрий не хотел показаться слабее женщин, трудился изо всех сил, за что ему начисляли по четыре с половиной трудодня в сутки. Об учёбе не вспоминал до самой осени, сел за парту только в октябре, когда был собран урожай.
Сегодняшние выпускники школ, как правило, стремятся поступить в вуз – по желанию, призванию или по настоянию родителей – не важно, главное, чтобы через пять лет получить заветную «корочку». Дмитрий Будянский, окончивший в 1947 году семилетку, об университетах не мечтал – в семье каждая копейка была на счету. Поэтому поначалу согласился на работу пионервожатым. С ребятишками он умел ладить, с удовольствием водил их в походы по живописным местам Кавминвод. Вообще-то Дмитрий Афанасьевич от работы никогда не отказывался, благодаря чему много чего в жизни научился делать своими руками. Например, печь пирожки и варить холодец. Да, была в его биографии и такая страница, когда он в юности работал в кулинарном цехе на мясокомбинате в Ессентуках.
Но вот первые шаги, определившие его будущую профессию, Д. Будянский сделал, пожалуй, в военном санатории, куда его пригласили заведовать кинорадиоузлом и руководить самодеятельностью. Музыкально одаренный от природы, Дмитрий Афанасьевич проводил репетиции хора. Эти навыки потом здорово пригодились ему в армии. Служил Д. Будянский в авиации аж четыре с половиной года, сначала в Ачинске Красноярского края, затем в Житомире. Командиры сразу поняли, какой ценный кадр попал в их подчинение. Ведь самодеятельности в армии придавали почти такое же значение, как военной подготовке бойцов.
Патриарх «Музыкальной осени»
«Культурная жизнь» затянула Д. Будянского и на «гражданке». Когда в 1961 году заведующий отделом культуры крайисполкома В. Колодийчук предложил ему возглавить краевой Дом народного творчество, за плечами уже был большой опыт клубной работы в санаториях Кавминвод, но главное – на посту заведующего отделом культуры Ессентукского горисполкома. Там пришлось приложить немало сил для того, чтобы вдохнуть жизнь в «Дунькин клуб», как называли в народе Дом культуры. Конечно, не всем понравилось, что Дмитрий Афанасьевич лично решил навести порядок на всех киноточках, где нечистые на руку деятели имели левый доход от каждого сеанса. Новый завотделом культуры пресёк жульничество на корню.
Д. Будянский заложил новые традиции в Ессентуках – проводить городские праздники песни, отмечать дни улиц. Самое удивительное в том, что он ухитрялся обходиться минимальными затратами, экономил совершенно законными способами. К примеру, при Доме культуры организовал художественную мастерскую. Продукция имела колоссальный спрос не только на Ставрополье, но и в различных регионах Советского Союза. Заработанные деньги никогда не были лишними в вечно нуждающейся культуре.
Дмитрий Афанасьевич обладал невероятной пробивной силой. Достаточно напомнить, что это при нём в Ессентуках окончательно приняли решение строить новое здание для Дома культуры. Не случайно, в 1961 году именно Д. Будянскому отдел культуры крайисполкома предложил возглавить краевой Дом народного творчества.
Новое место работы досталось незавидное, под началом директора было всего два методиста. Для начала Дмитрий Афанасьевич объехал все районы, изучил состояние дел на местах. Почти везде не хватало профессионалов, руководителей хоровых, фольклорных, хореографических коллективов, оркестров, концертмейстеров. Удалось найти выход: колхозы и совхозы взялись за свой счёт учить специалистов.
Сам Дом народного творчества разве что назывался домом, с помещением для него были большие сложности. Д. Будянский решился на дерзкий шаг – пошел на приём к председателю крайисполкома. Настойчивый директор Дома народного творчества в ожидании начальства даже ночевал в приёмной. Однако своего добился – здание выделили.
Это в характере Дмитрия Афанасьевича – ставить цель и идти к ней. И главное - не для себя старался. Люди видели это и шли навстречу. Со временем в Доме народного творчества появился и транспорт - старенькие списанные авто, которые ещё поколесили по краю. Д. Будянский организовал лабораторию народных театров, курсы для культпросветработников, «выбил» помещение для них и кинофотостудии. Добился увеличения штатов: вместо двух методистов стало двенадцать.
Дмитрий Афанасьевич не испытывал страха перед масштабными проектами. Это он впервые организовал краевой марш-парад духовых оркестров. А кто бы еще решился организовать праздник урожая, на который приехали более 2500 участников из всех районов Ставрополья. Тогда на стадионе «Динамо» на нескольких площадках развернулись выступления ансамблей, а на трибунах не было свободного места. На площади Ленина едва разместились конницы, прибывшие из Кировского, Буденновского, Благодарненского и других районов, и духовые оркестры. Такого зрелища ставропольцы не видели никогда.
И уж как не вспомнить, что именно Дмитрий Афанасьевич стоял у истоков фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья». Хотя в нынешнем году как раз и не вспомнили, не пригласили даже на открытие.
Дворцовых дел мастер
Если бы существовало звание «доктор творческих наук», то одним из первых его обладателей наверняка стал бы Дмитрий Афанасьевич Будянский. Он всегда был в центре культурной жизни края. К счастью, рядом всегда были единомышленники, коллеги, которые не могли оставаться в стороне от бурной деятельности неугомонного директора краевого Дома народного творчества, такие же энтузиасты, как Дмитрий Афанасьевич, забывающие о себе и о своих семьях. Нынешний председатель Ставропольского отделения общества охраны памятников Лилия Леонидовна Ходункова, которая в 70-х работала завотделом культуры в Красногвардейском, рассказывала мне, как однажды Будянский, лечившийся в санатории, узнав, что нужна его помощь, всё бросил и приехал к ним в район. Для него это была типичная реакция.
Супруге Дмитрия Афанасьевича Эльвире Григорьевне пришлось смириться с «неудобной» работой мужа: практически без выходных, с частыми командировками. Она скоро поняла, что иначе он просто не может, и всегда старалась помогать мужу, разделять его тревоги и радости. Особенно эта поддержка потребовалась, когда Д. Будянскому в 1982 году предложили возглавить еще недостроенный Дворец культуры и спорта профсоюзов. К директорству он отнёсся, по своему обыкновению, со всей ответственностью. Для начала изучил проект здания и внёс в него свои изменения. Всё, что предлагал Дмитрий Афанасьевич, было чрезвычайно важно для будущей работы. «Ну как над библиотекой можно размещать репетиционный хореографический зал?» – недоумевал он. Еще не были установлены лестничные пролеты, но Д. Будянский по балкам добрался до всех уголков огромного здания, от подвала до крыши. Наверное, кто-то, получив назначение директора, почувствовал бы себя королём во Дворце, а вот Дмитрий Афанасьевич повёл себя как заботливый хозяин. Он беспокоился о том, чтобы людям, которые придут сюда работать, заниматься творчеством и спортом, было удобно и комфортно. К счастью, руководство края поддержало директора, и в результате нескольких командировок в Москву ВЦСПС выделил дополнительно 870 тысяч рублей на перепланировку.
Д. Будянский во всё вникал до мелочей. Хотя, конечно, многометровый занавес мелочью не назовёшь. Его изготавливали в мастерских Союза художников СССР. Дмитрий Афанасьевич сам утверждал его эскиз и ездил в Москву, чтобы убедиться, что занавес будет именно таким, каким был задуман. Много мороки было и с огромными люстрами, освещающими концертный зал и холлы.
Открытие Дворца культуры стало действительно большим праздником. Он давал огромные возможности детям и взрослым, увлекающимся самыми разными видами искусства и спорта, кружки и студии работали в три смены, 39 любительских объединений различной направленности. В штате Дворца насчитывалось более 470 человек. На его сцене выступали знаменитые артисты эстрады и театра.
Дмитрий Афанасьевич организовал во Дворце профсоюзов сначала зональный конкурс бальных танцев, который позже перерос во всероссийский, а затем в международный. В конце 80-х в Ставрополь приезжали танцоры не только из разных республик и областей Советского Союза, а также из Чехословакии, Польши, Болгарии и Германии. Дмитрий Афанасьевич по-прежнему удивлял своими масштабными проектами. Такими как праздник дружбы народов Кавказа, на который собрались лучшие творческие коллективы из Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии и других республик.
К сожалению, процветал Дворец профсоюзов недолго, в начале 90-х для него, как и для всей страны, настали тяжелые времена. А в 1993 году Дмитрий Афанасьевич был вынужден уйти с работы. Формально он был пенсионером. Но объективно энергия и опыт Д. Будянского не могли оставаться невостребованными. Именно поэтому он продолжил работать сначала в Фонде культуры, затем во Дворце имени Гагарина, в кооперативном техникуме.
Сегодня у заслуженного работника культуры России Дмитрия Афанасьевича Будянского день рождения. Дата некруглая, не юбилей, но разве его 82 года не повод сказать несколько тёплых слов в его адрес, вспомнить его добрые дела?! Даже многочисленные награды не могут в полной мере оценить деятельность Дмитрия Афанасьевича на культурной ниве Ставрополья. И те, кто знают именинника, кто с ним в разные годы работал, непременно захотят сегодня пожелать ему отменного здоровья и семейного благополучия.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА и из личного архива Д. А. Будянского