Документы как свидетели обвинения

Ольга Метёлкина

21 января исполняется 71 год со дня освобождения города Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков

Документы  как свидетели  обвинения

О тех зимних днях, когда оккупанты уходили из Ставрополя, расстреливая захваченных патриотов, в спешке уничтожая важные объекты в городе, много было написано. Остались документальные свидетельства, хранящиеся в архивах. Их, к сожалению, не много. Есть воспоминания участников и очевидцев событий. В научно-образовательном центре «Новая локальная история», созданном в Ставропольском государственном университете (теперь – Северо-Кавказский федеральный университет), на основе сделанных аудиозаписей таких воспоминаний ведётся исследовательская работа. Казалось бы, известно уже всё, что возможно было узнать за прошедшие семь десятков лет. Однако время от времени появляются новые документальные свидетельства, дополняющие наше представление о периоде, когда наш город был оккупирован фашистами.

Документы  как свидетели  обвинения

О том, что эта тема ещё долго будет открытой, мы говорили с известным краеведом, почетным гражданином Ставрополя, старшим научным сотрудником Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве Германом Алексеевичем Беликовым. Военной тематикой он начал заниматься ещё в пору своей педагогической деятельности в 60-е годы. Тогда он собирал и публиковал материалы о патриотизме ставропольских детей и подростков во время Великой Отечественной войны. Книга «Оккупация» вышла из печати только в 1998 году. В ней были использованы материалы архивов, воспоминания жителей Ставрополя и самого автора, который сохранил в памяти множество эпизодов своего военного детства.

Автор продолжал работать над темой, и в 2009 году «Оккупация» была переиздана в дополненном варианте. Так, к примеру, в книгу вошли фрагменты из книги В. Тике «Марш на Кавказ. Битва за нефть. 1942 — 1943 гг.». Написанная ещё в 60-е годы, она не была доступна даже ставропольским историкам. В русском переводе книга вышла в издательстве «ЭКСМО» в 2005 году. В ней даётся подробная информация обо всех немецких воинских подразделениях, принимавших участие в боевых действиях на Кавказе, и в частности, на Ставрополье. Есть в книге описание того, как немцы 3 августа 1942 года вступали в Ворошиловск. Герман Беликов цитирует автора во втором издании «Оккупации», где воспоминания местных жителей о входе вражеских войск в город и мемуары захватчиков делают общую картину событий более целостной и объёмной.

Документы  как свидетели  обвинения

Чрезвычайно интересны и дневниковые записи немецкого офицера, ставшего впоследствии известным писателем, Эрнста Юнгера, который в 1942 году был отправлен на Кавказ для наблюдения за моральным состоянием в войсках (германское командование располагало информацией о возможной подготовке покушения на А. Гитлера). «Кавказские заметки» Э. Юнгера позже вошли в его книгу «Излучения», которая в России на русском языке вышла в 2002 году. Часть записей была сделана в оккупированном Ворошиловске.

«29 ноября 1942 года. В первой половине дня был на местном базаре, - писал Э. Юнгер. - Людей много, товаров мало. Цены как при голоде. Заплатил 3 марки за небольшую катушку ниток, за которую во Франкфурте просили несколько пфеннигов.

У поющего нищего с обрубком руки толпились слушатели. Собравшиеся слушали не столько мелодию, сколько слова…».

«7 декабря 1942 года. Сегодня поднялся на церковную колокольню, что на возвышенности города. Прекрасные дали с дальним Эльбрусом в серебряном сиянии, цепь Кавказских гор… Обратно шел мимо группы русских пленных, работающих по уборке снега на улице. Проходящие мимо люди клали им на разложенное пальто деньги, хлеб, зелень. Это гуманная акция…».

«7 января 1943 года. В штабе Ворошиловска подавленное настроение. На улице мороз и снег. Население неспокойно. Русские забрасывают к нам диверсантов, которые пытаются разрушить железную дорогу, мосты».

«8 января 1943 года. На рынке полно людей, все что-то продают, так как с деньгами легче «крутиться». У наших солдат еда роскошная, много свинины, копченые гуси. Уничтожаются все германские запасы. Чувствуется приближение трагической развязки… Мне уже забронировали место на Берлин в самолёте, вылетающем завтра из Армавира. Еду на курьерской машине туда…».

Трудно представить, что мы смогли бы прочитать дневники Э. Юнгера и книгу В. Тике до начала перестройки. Крайне мало сохранилось фото- и видеодокументов, относящихся к периоду августа 1942-го – января 1943 года. Благодаря сети Интернет в открытом доступе оказались редкие кадры немецкой кинохроники под названием «Sturm auf Armawir und Woroschilowsk» («Штурм Армавира и Ворошиловска»). Для тех, кто не бывает во всемирной паутине, могу пояснить, что в пятиминутном фильме показаны в основном бои за Армавир. И лишь в конце перед зрителями предстаёт мирный провинциальный Ворошиловск, по которому идут боевые машины фашистов. Техника движется по Ташлянскому предместью, затем по проспекту Сталина (сейчас — Карла Маркса), видна колокольня Казанского собора. «Авторы даже не придали значения тому, что наш город был занят на пять дней раньше Армавира», - комментирует Г. Беликов, для которого хронология событий имеет принципиальное значение.

Документы  как свидетели  обвинения

Герман Алексеевич показал новые материалы, которые войдут в третье издание «Оккупации». Дело в том, что до недавнего времени снимки, сделанные немецкими фотографами в оккупированном Ворошиловске, были недоступны широкой аудитории. И вот не так давно ставропольский коллекционер Дмитрий Романов стал обладателем нескольких уникальных фотографий, выставленных на интернет-аукционе владельцем из Германии. Это снимки Ворошиловска периода оккупации. Зная, что Г. Беликов продолжает работать над третьим изданием своей книги, Дмитрий передал писателю копии этих фотографий. Плюс к ним - демо-копии другой коллекции, которая выставлялась на интернет-аукционе несколько лет назад и «ушла» в неизвестном направлении. Но теперь исследователи хотя бы знают о существовании этих фотодокументов, которые и сегодня выступают как свидетели обвинения оккупационного режима.

Не исключено, что рано или поздно могут стать доступными и другие документальные свидетельства. Вот так, по крупицам, через десятки лет ставропольцы продолжают узнавать о далёкой войне.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление