Долой барьеры!

Вадим Дубило

В Ставрополе прошла международная конференция «Инвалидность в контексте становления гражданского общества в России», в которой принимал участие министр труда и социальной защиты населения Ставропольского края Николай Пальцев.

­ До какой степени обсуждаемая проблема актуальна для нашего края? – поинтересовался у министра корреспондент «Вечернего Ставрополя» Валерий Манин.

­ Сначала отмечу, ­ сказал
Н. Пальцев, ­ что решение этих вопросов неизменно будет способствовать обеспечению достойной жизни социально уязвимых слоев населения страны, к которым относятся, в первую очередь, инвалиды. Актуальность же существующей проблемы определяется значительным количеством людей, имеющих признаки ограниченной жизнедеятельности, и неуклонным ростом в последние годы числа инвалидов, которых только в нашем крае проживает около 233 тысяч, в том числе восемь тысяч детей. За последние три года количество ставропольцев с ограниченными физическими возможностями возросло на 36 тысяч.

­ Что является основными причинами такого роста?

­ Наибольшее количество инвалидов появляется в результате сердечно­сосудистых и онкологических заболеваний, но меня тревожит и рост производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Подумайте, в крае ежегодно регистрируется около тысячи несчастных случаев на производстве, а сколько их в силу различных обстоятельств проходит мимо учета! Финансовые потери края, связанные с возмещением вреда из фонда социального страхования, составляют около четверти миллиона рублей!

­ Исходя из этой ситуации, в чем состоит главная задача вашего министерства?

­ Активизация социальной политики, направленной, по мере развития экономики, сначала на стабилизацию, а потом и на повышение жизненного уровня людей. И конечно, оказание адресной помощи наиболее уязвимым слоям общества, реализация социального партнерства, совершенствование работы по соблюдению трудовых прав работающих.

­ Извините, Николай Иванович, но все это относится к деятельности и правительства края в целом. А что конкретно делается именно вашим министерством для реализации проблем социального развития края?

­ Важной задачей в управленческой деятельности именно нашего министерства является социальное прогнозирование.

Например, регулярно проводимые мониторинги позволили изменить подход к решению проблем людей с ограниченными возможностями, они стали ближе к международным нормам. Думаю, это результат десятилетнего сотрудничества с нашими коллегами из Канады.

Сейчас мы уже твердо убеждены, что общегосударственная политика по отношению к инвалидам должна строиться на основе снятия различных барьеров на пути их социальной интеграции. Это относится как к морально­психологической сфере, так и к архитектурной, и производственно­экономической. Именно решению этих задач была посвящена третья по счету краевая целевая программа реабилитации инвалидов на 2004 ­ 2006 годы, реализация которой сейчас близка к завершению.

­ Что из запланированного Программой уже удалось решить?

­ Прежде всего нам удалось существенно укрепить учреждения, осуществляющие реабилитацию инвалидов. В Ставрополе создан реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными физическими возможностями, завершено строительство реабилитационно­восстановительного центра для ветеранов войн в Пятигорске. Только это позволило за полтора года оказать медицинскую и иную помощь почти десяти тысячам инвалидов.

Организован сурдоперевод новостных передач на двух каналах краевого телевидения и создан центр сурдоперевода с 11 филиалами в городах и районах края.

Поверьте, это дало огромный эффект, так как позволило слабослышащим людям быть в курсе дел страны, края, да и всего мира. Ликвидирован еще один барьер на пути интеграции, на что потрачено около шести миллионов рублей.

Около 14 миллионов рублей было выделено на оказание протезно­ортопедической помощи, в том числе и лицам, не имеющим групп инвалидности. Это позволило как содействовать профилактике инвалидности, так и поддержанию предприятий в тяжелый для них период.

Очень активно, я бы даже рискнул сказать, агрессивно, мы ведем работу по созданию доступной градостроительной инфраструктуры для людей с ограниченными физическими возможностями. И здесь, хотя сделано далеко не все, есть чем гордиться. Скажем, более половины всех сданных в эксплуатацию объектов на Ставрополье в последние полтора года адаптированы к нуждам инвалидов. А в краевом центре эта цифра еще выше. Например, доля зданий, сооружений и иных объектов социального назначения, доступных инвалидам, здесь составляет 4,7 процента. Для сведения: в Российской Федерации, включая такие «продвинутые» города, как Санкт­Петербург, Москва, Казань и другие, эта доля не превышает одного процента. Кроме того, Ставропольский край является единственным в стране субъектом, где принят нормативно­правовой акт, определяющий перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных нарушениях в области строительства доступности вводимых объектов для инвалидов. Это говорит о том, что мы серьезно и надолго взялись за контроль доступности архитектурно­бытовой среды для людей с ограниченными физическими возможностями. Сейчас уже практически завершена работа по созданию аналогичной программы на период до 2009 года.

По нашим подсчетам, экономический эффект от реализации этой программы составит 600 ­ 700 тысяч рублей ежегодно. Я уже не говорю об эффекте социальном – от понимания инвалидов, что государство о них помнит и заботится, до стимулирования их в достижении весомых результатов во всех сферах жизни общества.

­ Цели благородные. Но для их достижения, на мой взгляд, нужны, как минимум, две составляющих: во­первых, заинтересованность в труде инвалидов со стороны работодателей, а во­вторых, способность самих инвалидов выполнять ту или иную работу на серьезном профессиональном уровне. Как вы собираетесь решать этот бином?

­ Уже решаем. Политика занятости инвалидов в крае формируется на основе социального партнерства между государством и предприятиями различных форм собственности. Для этого создается достаточно гибкая нормативно­правовая база, способная стимулировать занятость инвалидов на рынке труда. Например, у нас уже действует краевой Закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов», дающий определенную правовую, экономическую и организационную базу для привлечения к работе людей с ограниченными физическими возможностями. Уже сейчас в счет квоты работу получили более семи тысяч инвалидов!

В дальнейшем мы будем стимулировать создание специализированных рабочих мест для инвалидов. Подчеркиваю, не специализированных предприятий, а специализированных рабочих мест. Нами разработан порядок предоставления финансовых средств (на конкурсной основе) работодателям для создания таких специализированных рабочих мест, участков, цехов. Если министерству удастся отстоять эти средства в краевом бюджете, то инвалиды смогут получить работу в самых отдаленных населенных пунктах Ставрополья.

Теперь о другой составляющей – подготовке кадров.

Уже сейчас в вузах края обучаются более двухсот инвалидов, а в одном только Ставропольском филиале Российского государственного социального университета – 35 человек. Теперь надо добиться, чтобы этот процесс стал необратимым и чтобы все без исключения желающие работать инвалиды имели такую возможность. Пока же в крае только 20 процентов молодых инвалидов трудоустроены. Мы хотим при реализации очередной программы этот показатель как минимум удвоить.

В общем, формируем прочную цепочку: создаются необходимые условия, которые способствуют росту социально­экономической активности людей с ограниченными физическими возможностями, они включаются в производственную и общественную деятельность, в итоге становятся самодостаточными. А это и есть главная цель нашей работы – помогать стать экономически независимыми и социально активными людям, которым вхождение в наше гражданское общество объективно затруднено различными барьерами.



Последние новости

Все новости

Объявление