Долой «смысловую какофонию»!
Лариса РакитянскаяГлавный итог XI съезда Всероссийской политической партии «Единая Россия» - провозглашение идеологической доктрины «ЕР» – «российского консерватизма». В массовом сознании этот термин часто воспринимается как речевой штамп, обозначающий противостояние прогрессивным тенденциям социального развития.
Не может ли идеология «российского консерватизма» вызвать недоумение и непонимание среди молодежи? И почему именно консерватизм избран для идеологической доктрины «Единой России»?
С этими вопросами мы обратились к ученым - доктору философских наук, профессору СГУ Валерию Каширину и доктору философских наук, члену партии «Единая Россия», доценту СГУ Ольге Кашириной.
Позитив консерватизма
- Валерий Иванович, слово «консерватизм» мы привыкли понимать только в негативном смысле. Почему?
– Действительно, имеются существенные разночтения в понимании консерватизма в научной картине мира, в современной картине жизни и в индивидуальном рисунке жизни. В научной картине мира (например, в физике или механике) консервативная система – это система, при движении которой ее кинетическая и потенциальная энергия остается постоянной. Колеблющийся маятник приближенно может рассматриваться как консервативная система. В медицине часто предпочитают консервативное лечение оперативному. В картине жизни консерватизм (от лат. conserve – охраняю, сохраняю) – это совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В индивидуальном рисунке жизни консерватор – это человек, отстаивающий ценность чего-либо старого, отжившего, противник преобразований в общественной жизни, науке, искусстве. Такая разноголосица создает угрозу разрушения единого понимания массами стратегических и тактических задач партии, которую можно назвать угрозой смысловой какофонии.
– А это что за зверь?
– Какофония смысловая (в отличие от хаотического, сумбурного сочетания музыкальных звуков) представляет исключительно опасное социальное явление. Разрушая единство традиционных культур, она не создает какого-либо нового духовного единства. Эта угроза возникает и активно действует в условиях информационного общества. Другими словами, информация перестает нести нравственный заряд, что, в свою очередь, становится поводом к дестабилизации социальной жизни. Это на руку различного рода коррупционерам, особенно преступным группировкам. Смысловая какофония создает мифы о «вековой коррупции» в России, приводит к «деградации души», «превращению людей в равнодушных животных», к созданию обстановки, в которой честным людям с чистой совестью становится опасно жить. Прямым следствием этого является фрагментарность мышления, особенно у молодежи, отсутствие целенаправленности информационного отбора и обоснованного цивилизационного выбора. Рассмотрению этого феномена посвящена вышедшая в Москве наша книга «Информационное поле культуры: информационный отбор – цивилизационный выбор».
– Понятно, что на ликвидацию именно этой угрозы и направлена идеологическая доктрина «ЕР». Но почему избран для этого консерватизм?
– Очевидно, по мысли идеологов «ЕД», консерватизм в его российском прочтении отвечает требованиям времени и способен стать основой стабильности и развития, постоянного творческого обновления общества без застоев и революций.
«Мода» на консерватизм
- Ольга Валерьевна, а как Вы думаете, почему возникла необходимость опоры партии именно на консерватизм?
– Прежде всего надо уяснить, в чем актуальность консерватизма как ценностной системы. Посмотрите, ведь консерватизм становится все более актуальным не только в России, но и во всем мире. Надеюсь, что в ближайшее время можно будет сказать, что он становится еще и самым модным, то есть более массовым течением социальной мысли. И это связано с осознанием общественной потребности в сохранении природы, собственной цивилизационной целостности государства, этнической и национальной культуры, индивидуальной смысловой и нравственной идентичности, эволюционного иммунитета и т. п. Наполнилась новым информационным содержанием идея академика В. И. Вернадского, впервые обоснованная им в 1907 году в докладе в Санкт-Петербургской академии наук, о сбережении глобальной целостности человечества как вида. Широкое распространение получают движения «зеленых», идеи охраны материнства и детства, антиглобализма, информационной защиты детей и другие. Кроме этнического и национально-государственного патриотизма, стремящихся сохранить традиции и преемственность поколений, все большее распространение получает ноосферный патриотизм. Консервация прошлого приобретает смысл сохранения лучшего в достигнутом и его развития в целесообразном будущем.
Время и мы: консерватизм — черта характера
- Ольга Валерьевна, общество уже давно напугано разными идеологиями. Не станет ли консерватизм очередной страшилкой?
- Не думаю! Потому что сам по себе консерватизм не является идеологией. Так же, как не имеют идеологического содержания, например, скептицизм, пессимизм, оптимизм и некоторые другие течения общественной мысли. Подобно человеческим качествам, свойствам характера (смелость, честность, открытость и т. п.), присущим всем людям, но по-разному проявляющимся в разной обстановке, консерватизм как ценностная система приобретает разные идеологические характеристики в зависимости от требований времени. Поэтому, чтобы трактовать консерватизм как идеологическую доктрину, надо диагностировать конкретную пространственно-временную ситуацию, наполняющую смыслом стратегический цивилизационный код современного консерватизма: «целостность настоящего – есть преемственность актуального прошлого, плюс целесообразность альтернатив будущего». Иначе говоря, чтобы понять консерватизм, надо рассмотреть его в контексте социального времяведения.
- Термин «социальное времяведение» является новым в социальной философии и культурологии. Его трудно встретить в учебниках и монографиях по этим дисциплинам. Мне пришлось с ним столкнуться лишь в Ваших книгах. Расскажите подробнее об этой оригинальной теории.
– Социальное времяведение – это теория о наполнении научным и философским смыслом в информационном поле культуры (в картине мира, картине жизни, рисунке жизни) таких ценностных систем, как консерватизм, оптимизм, пессимизм, скептицизм и т. п., в зависимости от требований времени. Не секрет, что для любой ценностной системы очень важна модель потенциального будущего, в соответствии с которой могут строиться интерпретации настоящего, гипотезы о прошлом, а также избираются возможные средства достижения будущего. Такой вот ценностной ориентацией для главной доктрины «Единой России» является консерватизм. Однако научно-философское, т. е. смысловое, ее наполнение обеспечивается термином «российский». Это означает, что в информационном поле российской культуры сохраняется мощный эволюционный иммунитет до тех пор, пока сохраняется связь времен: «бессмертного прошлого» как преемственности, актуального настоящего как целостности и альтернативного будущего как целесообразности. Так что социальное времяведение может при дальнейшей разработке стать методологией консерватизма в гуманитарном пространстве России, привлекательной для молодежи и взрослых, ибо замещает традиционную парадигму рыночного фундаментализма «время – деньги» на главный критерий жизни: «требование времени», в котором время есть информация. Это мы и пытаемся доказать в новой книге, которую хотим назвать «Социальное времяведение как методология российского консерватизма».
Не попасть в ловушку
- А кто еще из ученых Северного Кавказа и России занимается проблемами консерватизма, - спросила я В. И. Каширина.
- Круг гуманитариев расширяется. В МГУ на социологическом факультете создан Центр консервативных исследований. Его директором является известный политолог, профессор А. Г. Дугин. В Ростове 18 февраля 2009 года состоялось Программное заседание Южного филиала Центра консервативных исследований в ИППК Южного федерального университета. Его открыл директор ИППК ЮФУ, профессор Ю. Г. Волков. Был создан Совет экспертов, в который вошли: от Ставропольского госуниверситета профессора В. А. Авксентьев, С. Ю. Иванова и докторант Б. В. Аксюмов, от Чеченского – профессор В. Х. Акаев, от Кабардино-Балкарского – профессор А. В. Баранов, доцент А. Х. Боров, от Северо-Осетинского – профессор В. Д. Дзидзоев и другие. Думаю, что развитие научно-философских исследований в этой области имеет большие перспективы, особенно в связи с провозглашением российского консерватизма идеологической доктриной «Единой России». И все же объем гуманитарных исследований в этой области пока катастрофически мал. Мы уже имели опыт правящей партии в СССР – опыт КПСС, которая завела страну в цивилизационную ловушку, ибо руководствовалась экономическим детерминизмом. На его основе в СССР выстраивалась стратегия решения ключевых проблем общественной жизни, влиявших на судьбы миллионов людей. В настоящее время в России вновь возникает ситуация подобного рода. Объявив идеологической стратегией российский консерватизм, партия должна разъяснить людям эту стратегию, а для этого надо очень оперативно и глубоко разработать ее философско-методологические основы.