Домострой или дискриминация?

Наталья Буняева

Домострой или дискриминация?
Собираясь работать с этим материалом, я думала, что справлюсь быстро. Ну что тут напрягаться? Мою подругу «бортанули» из одной конторы с весьма «лестной» характеристикой: старая, вы, матушка, для работы у нас! Отчего у «матушки» случилась истерика, сопровождаемая судорогами и сердечными «проявлениями». А все потому, что последние 20 лет Ирина не вылезала из своего бизнеса. Начала «челноком», закончила директором небольшого предприятия, разоренного кризисом: наделала долгов, и все кредиторы враз решили нарушить долговые обязательства. Короче, такие вот дела.

Итак, что у нас с возрастом? А ничего хорошего. Основная, так сказать, масса позвонивших так или иначе сталкивалась с проблемой приема на работу. За все время позвонили двое мужчин. С них и начнем.

Мужчины

Роман, 54 года, инженер-экономист. «Могу работать и хочу. Но мне говорят — переучивайся. Могу переучиться! Но ведь меня даже охранником не берут! Приятель в 36 лет пытался устроиться водителем. Сказали — старый! Попадались объявления: «Требуется для работы в офисе девушка до 20 лет, с высшим (!) образованием, знанием английского и персонального компьютера! Вы хоть примерно представляете, что это за вундеркинд должен быть? Или для чего ее берут?»

Геннадий, 35 лет. Мы переехали в Ставрополь. Наш статус еще не определен, и будет ли когда определен — непонятно. То ли беженцы, то ли переселенцы — мы устали обивать пороги всяких контор. И с квартирой, и с работой — беда просто! Меня вполне бы устроила зарплата 10 тысяч рублей. Немного, но и этого не добыть: стоит заглянуть в паспорт, как потенциальный работодатель старается придумать способ для отказа. А недавно вообще курьез случился. Иду по улице. Вижу объявление: нужен помощник повара. Я могу. Зашел узнать. Там спросили, сколько мне лет, и без вопросов развернули к дверям лицом: «У нас директору 33, ты, брат, будешь на его фоне выглядеть как-то… старовато».

Но мужчины еще как-то могут устроиться: их берут на работу. И по знакомству, и по протекции, и памятуя об их предыдущих серьезных работах. Раз там работал и с ума не сошел, значит, и у нас сможет.

Студенты

А вот самое распространенное мнение. Евгения Васильевна позвонила. «Меня возмущает и другая ситуация: выпускники вузов. Отучились, получили дипломы, и что дальше? Не берут на работу… А уж когда не берут людей после сорока — это совсем уж непонятно! Человек уже и опыт имеет громадный, и дети его выросли, и квартира есть… Чего еще надо? Работу, чтобы не чувствовал себя лишним в нашем обществе. Но, увы… Вообще — безысходность какая-то…»

А уборщицей слабо?

Татьяна Петровна, наша читательница, тоже «попадала». Причем дважды. Она дипломированный товаровед. Всю жизнь на «артикулах и ГОСТах». А тут вдруг осталась без работы. «Один раз мне сказали: ты же не будешь с нами отдыхать после работы? Как отдыхать? А домой? Оказалось, там, в этой организации, народ расслабляется вовсю». Татьяна Петровна пошла на биржу (в городское бюро по трудоустройству). Попросила переобучить. На выбор дали несколько предложений. Подумала и выбрала оператора котельной. Работала, даже нравилось. Потом «сложились обстоятельства» — кого-то туда еще брали «из своих», пришлось проситься уборщицей. И вот тут ждал второй «облом»! До 35 лет! «Я что, тряпку не так выжму или что еще? Ну мыть полы-то можно? Нет, отказали. Старая, сказали».

Кстати, за эти дни я обзванивала больницы: везде нужны санитарки. Возраст, семейное положение, внешний вид значения не имеют. Лишь бы не пили, были добрыми и умели работать. Но и зарплата — сами понимаете…

К слову, парадокс один. Не помню кто (не обратила внимания) по телевизору вещал: у нас молодыми считаются люди до 35 лет. А в Европе — 44 года! И эти соискатели — самые востребованные. В Японии необходимо пройти все «пункты»: от младшего клерка до какого-нибудь начальника. При этом образование имеет решающее значение. Да еще кланяться научись тем, кто рангом повыше. Каждому рангу — свой угол наклона… Но это уже так — «азиатская экзотика». А кому у нас кланяться и как? Поясным или и так сойдет, слегка кивнув?

Жил-был аптекарь один…

Вот история Татьяны Николаевны, провизора с гигантским стажем. «Я работала в одной очень популярной в Ставрополе аптеке. И уже чувствовала, что что-то не так: тучи сгустились, могу до пенсии недотянуть. И надо же — в 54 года инсульт! Я в больницу. В аптеке в это время «стряпают» дело, согласно которому меня же и увольняют по статье. Мол, пила на рабочем месте. А я-то в реанимации, на ситуацию повлиять не могла… Короче, когда закончились мытарства по врачам, коллектив обратно меня не принял. И я осталась еще год без пенсии и без работы. Кто возьмет женщину в таком возрасте? Однако прошло время, и мне звонит молодой парень: организовывает сеть аптек. Я ему: «У меня в трудовой плохая запись… Мне там три выговора вынесли. Я «сетевиком» поработала». «Ну и что теперь? Мы вас знаем, хотим, чтобы помогали нам дело на ноги поставить». И я пошла работать к этим ребятам. Открыла аптеку, стала там работать провизором. Когда стало трудно «тащить» на себе все это дело, вы не поверите, меня с почестями проводили! А потом я еще в одной аптеке работала, маленький уголок выделил один большой магазин. Так когда он закрылся, молодые ребята извинялись перед нами, двумя немолодыми аптекаршами, что так получилось. Но я уже просто не могла работать — трудно… А до всех этих приключений, в период вынужденной безработицы, я ходила в церковь, ночью гуляла, плакала… Оказывается, все правильно про опыт — сын ошибок трудных…»

Опыт старого бухгалтера

А вот еще мнение. «Я пойду работать бухгалтером, к примеру. Я всю жизнь работала, хочу и теперь… Но мне предложили вести «двойную» бухгалтерию! Чтобы я, всегда за каждую копейку отвечавшая, вдруг стала обманывать?! Да никогда! А мне сказали: найдем выпускницу экономфакультета, и плевать, что она платила за обучение. Она будет вести хоть двойную, хоть тройную…»
А вот звонок от молодой девушки. Анна, 24 года, работает реализатором на рынке. «Я пока еще учусь на заочном. Но вот смотрю на своих соседей. Что делается! Врачи, психологи, учителя, с двумя высшими, с редкими специальностями… Даже психиатр есть. Мы можем не ходить в поликлиники — соседи вылечат… Это очень печально: молодые люди, им еще 50 нет, а вот стоят, пытаются хоть какую копейку заработать…»

Измените пенсионный возраст!

Некоторые предлагают пенсионный возраст изменить. Ну не в наше время 55 лет — пожилой возраст! Светлана Павловна: «Поддерживаю! Надоел стереотип, что после 55 лет мы должны сидеть на лавочке, грызть семечки и жаловаться на пенсию! Если я проживу, я буду работать постоянно. Снимается стресс, суть которого проста: я кандидат на вылет. Меня обрекут тем самым на нищее существование. Когда-то я еще работу найду?».

Но вот что я нашла в интернете: в современных российских реалиях такой человек (в случае отмены понятия пенсионного возраста) рискует потерять работу задолго до его наступления. Мягко говоря, нелюбовь работодателей к людям не просто «предпенсионного» возраста, а к людям старшего поколения — явление массовое уже сейчас. Дискриминация такая у нас! Негласный возрастной ценз работает практически везде. А кадровики достаточно поднаторели в законах, чтобы формулировать отказ в приеме на работу, не ссылаясь на возраст. Многие люди предпенсионного возраста сейчас имеют работу единственно благодаря тому, что работодатель не желает затевать процедуру увольнения такого человека, лишь имея в виду, что через пару лет тот сам уйдет на пенсию. Если же понятие пенсионного возраста исчезнет – думаю, отправлять в отставку их будут чаще.

Нужен действующий закон!

Депутат Законодательного собрания Ростовской области Владимир Щербаков, работающий в комитете по социальной политике, считает, что проблема возрастной дискриминации граждан при приеме на работу нуждается в законодательном решении. Депутат не исключает, что, кроме разъяснительных мер, для работодателей могут быть предусмотрены и штрафные санкции. В том числе и за публикацию объявлений о вакансиях, где оговаривается возрастной ценз, и за немотивированный отказ при приеме на работу типа: «Мы изучили ваше резюме. Вы нам не подходите». К сожалению, ни федеральные, ни областные законы не предусматривают за это какой-либо ответственности! А зря. В России, чье население неудержимо стареет, почти как насмешка воспринимается тот факт, что публикуются объявления с возрастными ограничениями, в том числе и на многочисленных сайтах, созданных при участии российских городских Центров занятости населения. Вот вам и забота об охране конституционного права на труд и трудоустройстве российских граждан. Это во всей России.

Мы много чего можем!

Теперь маленькое отступление. У меня есть три знакомых женщины. Две из них родили детей в возрасте 43 лет. Одна еще ждет и родит малыша в 46! Если мы можем детей рожать, мы что, не сможем работать?.. Не смешите! И еще: представьте ситуацию: нобелевский лауреат по физике Жорес Алферов приходит проситься в школу физиком. Или лаборантом при кабинете… Фантастика? Вот и я о том же: пока работает мозг, человек нужен! И не надо бояться, что женщина в сорок пять испортит внешний вид компании. Бред это. При наших-то способностях.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление