Дошло дело… до правнуков!

Вадим Дубило

Сегодня в ДОУ № 16 «Очарование» ­ юбилей. Детский сад, появившийся в нашем городе одним из первых в 1937 году, отмечает свой день рождения. Именины совпали и с днем рождения директора, так что получился удивительный праздник – «два в одном». Так определяет для себя эту дату Элли Афанасьевна НЕФЕТИДИ, директор детсада с 1972 года.

­ Я родилась и повзрослела в этом городе, – говорит она. ­ Когда бы и куда бы я ни ездила, возвращаюсь сюда с такой радостью! Мне кажется, что лучше нашего города в мире нет! Я каждый уголочек его знаю, очень интересуюсь его историей. Это у меня с детства. Помню даже такой случай: мне, наверное, было лет восемь, я ходила в кинотеатр «Октябрь». Перед началом фильма я в зале часто видела одного мужчину – он ходил в холле и гладил стены. Однажды я спросила у контролера: а почему этот мужчина всегда приходит и гладит стены? Она говорит: это был когда­то их дом, но так случилось, что все уехали, а он остался. Меня это так поразило!

Я думаю, что такое трепетное отношение к родному дому, к его стенам отпечаталось в характере Элли Афанасьевны навсегда.

­ Я пришла на работу в детский сад «Теремок» в 1962 году. Это был детский сад почтово­телеграфной станции. Я помню начальника, который возглавлял тогда это учреждение – да его добрым словом поминают многие, – это Н. М. Гулишиани. Он очень любил людей, был справедливым, умел ценить трудолюбие. Я окончила Пятигорский институт иностранных языков, но в школу в те годы устроиться было просто невозможно. Пришла в сад. Он стоял на ремонте, мы мыли, убирали, готовились к приему детей. Думаю, что я влилась в коллектив именно в этот момент…

Десять лет проработала воспитателем в этом детском саду, а потом меня назначили заведующей. Это был трудный период. Мне было страшно – представьте, стать руководителем в родном детсаду! У меня с детьми­то хорошо получалось, а тут надо взрослыми управлять…

По­видимому, Элли Афанасьевна ­ довольно строгий руководитель. Но – мудрый. Она, как мне кажется, умеет разделить «сердечное» и «должное». Детям, говорит, отдаю сердце и душу – искренне, без остатка. Но от взрослых требую, чтобы всюду царил безупречный порядок. Как дома, в семье. А иначе не будет очарования…

Кто бывал в этом детсаду, не даст мне соврать: здесь все дышит чистотой и аккуратностью. И дело тут не в том, что сад принадлежит теперь довольно богатому ведомству – ОАО «Электросвязь». Видимое великолепие в интерьере – да, от достатка. А вот бережное и бережливое отношение ко всему, что окружает, – оно от хозяйки. Элли Афанасьевна и сама признается: знаете, я люблю рюшечки, оборочки, занавески, украшения.

­ А что тут удивительного, ­ говорит она, ­ люди ведь нам доверяют самое дорогое – своих детей. Им должно быть уютно, спокойно и радостно. Это – главная наша забота. Знаете, я всегда старалась жить по принципу Сухомлинского – сердце отдаю детям. Это я не для красного словца говорю! Оглядываюсь на прошедшие годы и понимаю: я действительно старалась по этому принципу жить. Кажется, у меня получилось…

Знаете, мы посчитали, что за все эти годы выпустили 11 тысяч детей! Это значит, что и через детсад прошло в два раза больше родителей. Когда иду по городу, многие со мной здороваются, и мне так приятно! У моих бывших воспитанников тоже уже есть дети, у нас уже образовалась как бы семейственность. Я так долго, оказывается, работаю в этом саду! Дело дошло до правнуков!

Я помню всех начальников – кто­то жив, кого­то нет. Они были все хорошие люди: у меня с ними все всегда складывалось. Как говорил один из них, что у нас за заведующая: откажешь ей, а она из одной двери пошла в другую. А я всегда говорила: для деток просить легко. Но, наверное, и просить надо уметь! Бог дал этот дар мне.

Элли Афанасьевна продолжает:

­ Жизнь шла, и детский сад потребовал капитального ремонта. Да, мы его «держали», как могли: в «Теремке» было уютно и чисто, так что когда пришли строители и посмотрели, даже удивились – а что же тут делать, тут так мило!

Элли Афанасьевна называет много имен, но с особой теплотой – я это чувствую – вспоминает повара Нину Семеновну Кебец:

­ Это человек чистейшей души. Муж у нее не вернулся с фронта, она сколько жила, столько его и ждала… Она проработала у нас в саду до 72 лет. Пекли у нас всегда так вкусно – пахло на всю округу. А у Нины Семеновны был брат­инвалид, и она каждый раз в пятницу спрашивала меня: можно я возьму Пете булочку… Не дай Бог, у нее молоко прокиснет, она будет плакать – чем же заменим, как же дети будут без молочка?! Я и теперь думаю: как это важно, чтобы питание детей шло из добрых рук…

Прекрасные люди по моей жизни прошли – многие на пенсии и теперь шлют мне открытки, подписывая «Твои одуванчики». Они были такие умницы, такие талантливые! Тогда мы много не получали, но работали с такой отдачей! Теперь лучше живем, и у нас другие условия для работы…

Спрашиваю Элли Афанасьевну: вы почти 45 лет в дошкольном образовании работаете, значит, можете сравнивать, изменилось ли оно к лучшему:

­ Конечно! Раньше воспитатель был один «в нескольких лицах»: и хореограф, и музруководитель, и логопед, и психолог. Мы вели и физподготовку – да все, что положено! А теперь к нам пришли узкие специалисты, и это прекрасно. Посмотрите, дети в старшей группе уже читают, они готовы к школе полностью. Инновационные методики очень помогают в развитии ребенка – тут и иностранный, и этика, и развитие речи, и спорт. Но я немножко консерватор, и с некоторой настороженностью отношусь к новшествам. К примеру, компьютер в детсаду. Да, хорошо бы научить детвору освоить какие­то азы. Но так ли уж это надо, тем более что совсем недавно заговорили о вреде этой техники для детской психики и физического развития? Сейчас многое «одели» в правильные по сути слова, но по большому счету все это – хорошо забытое старое. Так что я всегда двумя руками голосую только за здоровье детей, за современные здоровьесберегающие технологии. Думаю, что в дошкольном образовании они самые важные: малышне должно быть комфортно, они должны много играть, гулять на свежем воздухе, уметь общаться, спать днем – все, как положено. И главное, в школу дети должны прийти здоровыми. Для того мы тут и трудимся…

Элли Афанасьевна вспоминает, сколько трудностей пришлось пережить в связи с капитальным ремонтом. С благодарностью поминает В. И. Кузьминова, который все лично контролировал, требуя, чтобы у детей было все самое лучшее – даже зеркала три раза переделывали… Все оправдалось, говорит Элли Афанасьевна. А как увидели результаты своего труда, поняли: не теремок получился, а почти дворец… Название надо было менять. Больше 40 вариантов с коллективом обсуждали! И остановились на «Очаровании».

­ Теперь и название нас обязывает. Детсад так же востребован городом, как всегда. Тут растут в основном дети связистов, но есть и дети города – и 10, и 20 процентов, сейчас, конечно, меньше. У нас изба всегда была красна и углами, и пирогами…

Элли Афанасьевна говорит: годы пролетели как один день! И добавляет: если можно было бы начать все сначала, я бы прожила их так же. Она никогда не пожалела, что не ушла работать в школу.

­ В детском саду хорошая аура, здесь царит любовь, ­ говорит Нефетиди. ­ И у нас коллектив чудесный, я очень благодарна судьбе, что люди меня окружают прекрасные, благодарю «Электросвязь», потому что с ней пришел какой­то особый свет. И вообще я благодарна всем связистам: они – наши кормильцы, а я служу им верой и правдой…

А коллеги характеризуют
Э. А. Нефетиди так: «Вклад руководителя и организатора, педагога и человека с неуемной энергией, инициативой, отзывчивой душой в становление коллектива, в укрепление материальной базы, в овладение прогрессивными программами развития и воспитания детей велик. И это отмечено наградами: в 1990 году ей было присвоено звание «Отличник народного образования».

А тысячи восхищенных отзывов людей, которым посчастливилось познакомиться с опытом работы этого коллектива, подтверждают: детский сад № 16 сегодня ­ один из лучших в Ставрополе. А в 1999 году он попал в десятку лучших садов России…

Лия Карапетян.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление