Древнее Москвы

Никита Пешков

Древнее Москвы

В Коломне существуют два города. Они расположены по разные стороны стены городского кремля, а еще в разных веках и книгах.

Мы с братом и его женой приехали отдохнуть в Коломну в субботу. Потратив около двух часов на автомобиле от Москвы (до города можно доехать ещё на автобусе или электричке, которая ходит часто), перекусили в местном «Макдаке» и сразу пошли подальше от торговых центров в кремль. В субботний день один свадебный кортеж теснил другой: сфотографироваться у стены такая же традиция, как в Ставрополе — у Вечного огня.

От коломенского кремля сохранилось всего несколько башен и стен, но каких! По двадцать метров в высоту и почти пять - в ширину. Настоящий памятник жестокой истории этого места. Город неоднократно завоёвывали и перезавоёвывали в междоусобных войнах, разоряли во времена монголо-татарское ига, отсюда на Казань в победный поход пошел Иван Грозный, здесь правила Марина Мнишек, которая, по легенде, была заточена в одну из башен. К слову, несмотря на долгую военную и политическую историю города, сам каменный кремль, в 1531 году сменивший некрепкие деревянные сооружения, ни разу не был взят приступом.

Сейчас любой желающий может прикоснуться к кладке огромных стен, пройти в ворота замка и представить, что чувствовал какой-нибудь рядовой средневековый воин, который стоял на этом месте и должен был как-то попасть через глубокий ров за стену, сквозь обстрел с башен и из бойниц в стене, а главное - через свой собственный страх. Когда я попробовал поставить себя на месте воина, стало жутковато.

Соборность

Рядом с древним сооружением стоит недавно выстроенный ледовый Дворец. Он похож на огромный белоснежный космический корабль и выглядит странно рядом с древними стенами красного кирпича. Чем дальше мы уходили в глубь исторического центра, тем меньше его огромную крышу было видно. Когда она совсем перестала быть заметна, вместе с ней исчезла вся современная цивилизация. Новые дома можно было увидеть только на другом берегу реки, и они казались чем-то далеким и недостижимым. Когда стоишь посреди Соборной площади, кажется, что попал не в другое, древнее время, а скорее в иную реальность. К небу один за одним возвышаются купола церквей, храмов и монастырей различных эпох, а люди вокруг, одежда, гаджеты и изредка проезжающие машины, которые должны, по идее, разрушать эту иллюзию древней нетронутой соборности, лишь дополняют её каким-то шармом и утопичностью. Все вокруг спокойно. Тревоги и пыль цивилизации улетают куда-то за кремлевскую стену, откуда мы приехали. С каждым часом прогулки это чувство усиливалось и стало особенно ощутимым в действующем музее-фабрике по производству пастилы.

Чеховлэнд

Мы вышли за территорию кремля через знаменитые Пятницкие ворота, где, по легенде, Марина Мнишек спрятала клад.

За стенами не чувствуется, что странная исторически-книжная атмосфера улетучилась. Скорее, она стала плотнее. Туристов тут заметно меньше, а соборно-средневековая Россия сменилась маленьким городком, похожим на те, что находишь в книгах Чехова. Ну или Гоголя, если учесть огромную лужу прямо посреди улицы. Но лужа забывается быстро. В сказке ведь все идеально. Старые домики не выше трех этажей, яблоки в садах и оранжевая рябина повсюду, немного людей и автомобилей. Эта часть исторического центра совсем не похожа на ту, что мы видели в стенах кремля.

На тихие улочки мы ушли в поисках музея пастилы, но нашли их целых два. Пастила — один из символов Коломны. Лакомство местного производства любили и в столицах, и при дворе.

Древнее Москвы

Музей пастилы — это домик, в котором не только расскажут про воздушное угощение и его историю, но и дадут попробовать. Через несколько лет после открытия музея пастилы появился ещё один - музей-фабрика. Он расположился в одном из зданий, где в ХIХ веке действительно из «яблок делали облако». Именно в этот музей мы и пошли.

Экскурсию вел молодой парень в одежде конца позапрошлого века. Вначале показалось, что он говорит как-то странно, но потом стало ясно — речь его такая же, как в конце ХIХ века. В музее-фабрике экскурсии проходят театрализованные. Посетители не просто ходят и смотрят на старинные приспособления для производства вкуснятины и узнают историю фабрики, работавшей под руководством купца Петра Карповича Чуприкова. С этим самым Петром Карповичем они знакомятся лично в его кабинете, сад при фабрике вам покажет садовник Милентий Кузьмич, а пастилу на ваших глазах, да и с участием вашим, делать будут кондитер Захар Евграфович и его молодой помощник Ваня, охочий до племянницы хозяина фабрики, которая гуляет где-нибудь по саду с корзиной яблок. Старинные машины, печки, чернильница на рабочем столе в кабинете купца — все живое и настоящее. Настолько, что, после того как вы увидели, как пастила делается, вас ей же, вместе с чаем, угостит хозяюшка фабрики Любовь Егоровна Чуприкова.

На выходе можно купить пастилу и забрать с собой. Вначале цены могут показаться колючими, но, после того как вы распробовали вкусное и натуральное воздушное лакомство, узнали его секрет, а главное, вспомнили, что делают её на фабрике в весьма ограниченном количестве, денег будет не жалко.

Разоблачение магии

В конце экскурсии можно было задать вопросы. Спрашивали и про то, как действует похмельная пастила, и в чем особенность рецепта пастилы для похудания (вообще, похоже, с этим лакомством много экспериментировали), и какой был любимый сорт у Достоевского. Но в конце стало интересно, как такой музей появился. Наш экскурсовод — тот самый Ваня, помощник кондитера, — даже тогда не переходя на современный русский, объяснил: когда в Коломне начал развиваться туризм, люди стали думать, а что же тут можно показать гостям? Нашли в литературе и архивах такой вот символ города — пастилу. Потом, ещё глубже зарывшись в документы, стали находить старинные рецепты, пробовали на кухне готовить. Что-то получалось, что-то нет, но на ошибках учились. Так появился сначала музей пастилы, а потом и музей-фабрика. Имеют ли они друг к другу отношение, я так и не понял, но вместе они стали тем, ради чего туристы едут в город.

Древнее Москвы

Когда мы вышли из музея, заметили деревянную торговую лавочку, возле которой стояла сударыня и что-то продавала. Её одежда и манеры вновь окунули в волшебное безвременье, к которому мы уже порядком привыкли за полдня прогулок по центру Коломны. Сударыня продавала мыло. Купив у неё душистый кусок с содержанием угля для пользы кожи, мы спросили, почему она продаёт мыло. Оказалось, что повторяется та же история, что и с пастилой: долго копаясь в архивах и даже специально поехав в Ленинскую библиотеку в Москве, она нашла, что раньше в Коломне умело делали и мыло. Там же она нашла рецепты, которые освоила. Вскоре в Коломне появится и музей мыловарения. Наверное, примерно так же был придуман и музей-коммунальная квартира. Энтузиасты, которые любят свой город и при этом обладают творческой и предпринимательской жилкой, много работая, смогли отдельно друг от друга создать особую атмосферу. Спускали сверху власти города какие-нибудь распоряжения вроде «В Коломне туризму быть!» или же просто помогали или хотя бы не мешали развиваться такому бизнесу, я не знаю, но в итоге получился прекрасный баланс. Хороший пример для руководства, говорящего, что Ставропольскому краю во что бы то ни стало нужен туризм, отличная подсказка для энтузиастов и предпринимателей, любящих город.

Домой

Через чеховский городок назад в соборную утопию, а оттуда снова в город. За стенами кремля — машины, торговые центры, «Макдак» и суета. Проехав через весь город, который, кажется, живет отдельно от кремля, можно найти крупные заводы и фабрики. Коломна исторически — один из промышленных центров Подмосковья. Первые мгновения за стенами кремля кажется, что это другой город. Откуда эти многоэтажки, столько людей, магазины? Мы поехали в Москву на машине, а сказка с каретами и усадьбами осталась в Коломне. Зато с собой у нас была пастила. Вечером за чаем волшебство продолжится.

Фото Екатерины Ломовой.

Другие статьи в рубрике «Путешествия»



Последние новости

Все новости

Объявление