ДРИФТЕР: Достоевский–2010?
Станислав Маслаков
Скандальная короткометражка «Дрифтер» - фильм уникальный. И вовсе не потому, что этот ролик, снятый непрофессионалами за три копейки (но при этом качественный и правдивый в каждой мелочи), так взбудоражил интернет-общественность. Заоблачные рейтинги можно получить и при помощи художественного пука. Фильм поднял такие вопросы, которых все избегали полтора века – со времён «Преступления и наказания». Причём не повторил сказанное, а сформулировал проблему снова – в наших реалиях, для нас, нынешних. И со своим, диаметрально противоположным ответом на наболевшие вопросы.
В «Дрифтере» всё куда проще, чем у Достоевского, как, впрочем, и в нашей жизни. Новый «Раскольников» - вовсе не балансирующий на грани безумия нищий студент. Он вполне успешен, не богат, но обеспечен. Он состоялся внешне и внутренне, и его не мучают душевные терзания. Свой поступок (я всё же настаиваю на том, что это НЕ убийство) он совершает не от отчаяния. В какой-то мере всё это напоминает сафари. Только эта охота – самая честная, хотя бы потому, что жертва и хищник не меняются местами.
Чем замечателен герой фильма – он остаётся собой. Он вовсе не живёт по принципу «око за око». Его реакция на агрессию изящна и не симметрична самой агрессии. Критики пеняют ему этим: мол, его просто побили слегка, а он фактически убил их всех. И вообще, сам виноват, незачем шляться по ночам где попало. А хотел дать отпор – нужно было вступить в честную драку (как вариант – взять оружие либо позвать друзей и устроить разборки). Но чем бы он тогда отличался от этих гопников? В том вся и прелесть, что он ни в коей мере не принял их систему координат. Которую, увы, приняло общество в целом. У нас как: обидели – дай сдачи, не можешь сам – позови милицию (или наоборот – других бандитов). Всё, как у других млекопитающих: кто сильнее, тот и на вершине пищевой пирамиды.
Дрифтер – не больше убийца, чем человек, огородивший собственный дом забором с острыми кольями и колючей проволокой. Он лишь создал саму возможность того, что безусловный агрессор получит воздаяние. Он не вооружён, не даёт сдачи. Даже никоим образом не провоцировал хулиганов. Просто прошёл мимо. Никто их не заставлял останавливать его, избивать, грабить, как итог – бухать в подворотне, празднуя добычу.
Говорят, что они не виноваты. Просто выросли не там, где надо, воспитали плохо, денег не хватило на обучение, работы нет нормальной. Всё это вздор. Я могу привести десятки примеров того, как бедные люди без связей и перспектив добивались по-настоящему многого. Живёшь в плохом районе – никто тебя не заставляет уподобляться соседям. Родители недосмотрели – свою голову на плечах надо иметь. Нет денег на учёбу – книжки почитай. Многие мои знакомые учились и учатся бесплатно, даже взяток не дают, причём в вузах, традиционно считающихся самыми коррумпированными, – умные студенты там как воздух нужны. Нет денег – иди работай! Миф о том, что сейчас нет работы, придумали лодыри. Любой взрослый человек, независимо от образования и способностей, может легко и быстро трудоустроиться. Не верите – спросите у моей мамы, которая, будучи прикованным к постели инвалидом, при помощи одного телефона трудится сразу в нескольких местах.
Так что нет никаких оправданий преступникам. Это всегда их сознательный выбор, и они должны нести наказание. Говорят, оно несоразмерно преступлению. И лишает их самой возможности исправиться. Во-первых, не лишает. Смертность от отравления метанолом не стопроцентная. Многие слепнут, но остаются в живых. Самое время будет одуматься в реанимации и начать новую жизнь. А что до соразмерности – они ведь не впервые стояли в той подворотне. Скольких они уже избили, ограбили, искалечили? Скольким людям они испортили жизнь? И главное, если их не остановить, сколько преступлений у них ещё впереди?
Да, этим, в идеале, должна заниматься милиция. Мы видим, насколько успешно она это делает. И уж коли государство оказалось бессильно, а общество окончательно деморализовано, то на развалинах всего этого появляются новые люди. По-своему ужасные, сознательно берущие грех на душу и не сомневающиеся в своей правоте. Но начинающие подтачивать нынешнюю ужасную систему, в которой преступники всесильны и безнаказанны. Ставропольские «робингуды», «дрифтеры» (а ведь основой фильма стал реальный комментарий в интернете, а сейчас движение «дрифтеров» набирает обороты) – это только начало. Когда-нибудь всё это может принять ужасные формы. Но до тех пор у государства ещё есть шанс перехватить инициативу и наконец начать делать свою работу. Иначе общество защитит себя само.