ДРИФТЕР: тварь дрожащая или право имеющий?
Не так давно в сети появилось видео под названием «Дрифтер», которое заставило разделиться во мнениях даже людей со схожими взглядами на жизнь.
Содержание таково. Приличного вида молодой человек на машине въезжает в некий город, берет из бардачка недорогой мобильник, покупает стандартный набор продуктов в супермаркете, после чего садится в машину и ждет. На улице стемнело, он берет пакет с продуктами, кладет в него заранее подготовленную бутылку водки и направляется гулять по негостеприимным улицам города, изображая из себя типичного горожанина. В итоге компания молодых людей останавливает его под предлогом: зажигалки не будет? После небольшой перепалки его избивают, забирают сотовый телефон и пакет с продуктами. Наш герой неспешно встает, отряхивается, закуривает сигарету и, проводив обидчиков взглядом, с чувством выполненного долга уходит. После чего показывают, как он в очередной раз заходит, судя по всему, в автомастерскую и покупает метиловый спирт, который впоследствии оказывается в той самой бутылке водки.
Ролик сопровождается текстом: «Все говорят о том, что делают, что могут. Но на самом деле они ничего не делают. Все только трындят. Каждую неделю вечером после работы я сажусь в свою машину и еду не домой, как обычно. Я еду в районный или областной центр иногда своей, иногда другой области. Такие места просто кишат теми, кто мне нужен. Но мне надо быть очень осторожным, потому что никто не должен об этом знать. Так что я стараюсь быть, как все. Главное - не бояться. Вы спросите, что я с этого имею? На вкус и запах это просто палёная водка. Но 50 граммов внутрь – и смерть. Я еду домой по пустынной трассе и наслаждаюсь мыслью, что где-то там из пластикового стаканчика пьет свои последние 100 граммов быдло, зря коптившее эту планету. На следующий день мне так здорово работается!»
В кого мы превратились?
Об истории создания этого короткометражного фильма, о задумке автора и о прочих производственных моментах говорить не будем. Намного важнее то, как отреагировал обычный зритель. А он, увы, в своем большинстве поддержал действия главного героя. Но хватает и тех, кто считает подобные действия недопустимыми.
Очевидно, что люди очень болезненно среагировали на проблему «гопников», или, как сказано в фильме, «быдла». Заглянем в энциклопедию. «Гопники (также – гопы, гопари, быдло, собират. – гопота, также самоназвание – пацаны) – жаргонное слово русского языка, уничижительное обозначение представителей городской, близкой к криминальному миру либо с криминальными чертами поведения, прослойки российской молодёжи, а также молодёжи стран бывшего СССР (с конца ХХ века), часто малообразованной, происходящей из неблагополучных семей».
Действительно, очень актуальная проблема для России. Но неужели гопники настолько провинились перед людьми, что общество считает правомерным «наградить» их смертью за свои поступки? Виноваты ли они в том, что получили плохое воспитание? Виноваты ли они в том, что у них не было шансов получить образование, имея средние способности, но не имея денег на поступление в вуз? И виноваты ли они в том, что вокруг них не было достойных примеров для подражания, а с экранов телевизоров льется поток грязи, создающий кумиров из криминальных авторитетов? Или, может быть, они виноваты в том, что при полном отсутствии производства наилучшая перспектива карьеры для них – после армии стать охранником? И есть ли их вина в том, что наши правоохранительные органы не способны обеспечить безопасность граждан своей страны? А работали бы силовики получше, герою нашего короткометражного фильма не пришло бы в голову самому разбираться с этими гопниками. Как минимум, дабы не оказаться с ними в одной камере. Это показывает, что осознание перспективы безнаказанности в обществе уже ничуть не уступает возмущению беспределом, с которым мы периодически сталкиваемся.
Безусловно, моральные нормы гопников – зековские понятия, а их поведение – криминал. Но ведь тот стиль жизни, который они ведут, то поведение, которое их характеризует, – это не что иное, как естественное отражение всех болезней современного государства и общества.
По сути, это фильм об убийстве изощренным способом по причине социального неравенства, исходя из чувства незащищенности и безнаказанности. Одни были лишены всяческих перспектив в жизни, а другие родились в хороших условиях, получили хорошее образование и устроились на хорошую работу. Однако ни ума, ни совести им это не прибавило, раз они готовы ответить на агрессию нуждающихся в помощи людей лишь большей агрессией, агрессией вполне осознанной.
А ведь проблема стара как мир. Гопники были и в советское время. Тогда их называли шпаной. Однако все проблемы, связанные с ними, решались другими способами. Молодые люди записывались в спортивные секции. Велась социальная политика как для профилактики, так и для борьбы с этим явлением. Правоохранительные органы четко фиксировали нарушения, а зачастую еще и лично объясняли, как делать можно, а как нельзя. Но наиболее действенным средством всегда являлась общественная мораль, которая помогала воспитать из социально обделенного ребенка адекватного человека, способного к созданию полноценной и здоровой «ячейки общества». Но в наше время мы перестали осознавать личную ответственность за пороки общества. Кстати, остатки той морали мы до сих пор можем наблюдать, когда люди преклонного возраста ругают молодежь, будучи возмущенными их поведением. Только вместо того, чтобы выслушать дельные замечания, мы пренебрежительно называем их старческим маразмом, а видя откровенный беспредел на улице, мы молча ускоряем шаг. А потом уже, сидя дома, начинаем рассуждать: «Как несправедлив мир... как несовершенна власть… как низко пали нравы»…
Игорь ШЕВЕЛЁВ