Две грани дарования
Готовясь к встрече с известным советским композитором Александром Аверкиным, я нашел в газете «Правда» статью «О России поет баян». Начиналась она с фразы «Застать его в Москве довольно сложно». Действительно, в эти годы он много ездил по стране, собирал и обрабатывал народные песни, встречался со зрителями, искал материал для новых произведений. В тот год композитор уже в шестой раз приезжал в наш край и участвовал в 12-м традиционном фестивале «Музыкальная осень Ставрополья». Начальная фраза статьи в «Правде» подтвердилась и в Ставрополе. Сколько сел и районов исколесил он со своей концертной группой в эти дни! Буденновск и Зеленокумск, Степное и Нефтекумск, Затеречный и Левокумское, Грачевка и Татарка. Даже после закрытия фестиваля у него еще были встречи по просьбе зрителей в селах Сенгилеевском и Шпаковском. Застать его и в Ставрополе оказалось тоже сложно, и я беседовал с ним буквально за несколько часов до вылета.
Александр Аверкин — заслуженный деятель искусств Мордовии, он удостоен двух орденов Монгольской Народной Республики. Это, конечно же, оценка его заслуг как музыканта, композитора, пропагандиста музыкальной культуры. С Мордовией у него связано многое, он часто там бывал. К 50-летию республики у него вышел сборник «Земля моя родная», где много песен о городах и селах этого края, над которыми он работал не один год.
Композитору часто приходилось бывать и на монгольской земле, участвовать в фестивалях, записывать народные песни, которые вошли затем в отдельный сборник, вышедший в издательстве «Музыка».
Очень дорога Александру Аверкину и ставропольская земля. Впервые приезжал он сюда еще в 60-х годах вместе с Людмилой Зыкиной. Тогда звучали его первые песни. Среди них сразу ставшая популярной — «На побывку едет молодой моряк». Композитор заговорил о ней и на нашей встрече, то есть спустя двадцать лет после ее создания. Что же держит до сих пор эту песню в музыкальном мире?
— Трудно сказать, — размышляет Александр Аверкин, — это необъяснимо. Когда создаешь песню, показываешь ее друзьям, вроде все хорошо и гладко, по гармонии все естественно. Но проходит время, и смотришь — песня забылась. А бывают и такие моменты: песня прозвучала по радио, ты написал ее, как и десяток других, а именно она сразу полюбилась слушателям. Несомненно, популярности этой песне придала исполнительница Людмила Зыкина. А когда ее запели еще и за праздничным столом, это уже признание.
А родилась эта песня в содружестве композитора с его давним другом поэтом Виктором Боковым. Людмила Зыкина записала на диск еще одну песню этих авторов — «Учись людей любить», которая вошла в новый сборник. Песня лирически-философского направления, она прозвучала и по радио, и по телевидению.
Я вспоминаю одну из лучших песен Александра Аверкина — «Ярославна». Здесь тема святой женской верности солдату, не вернувшемуся с войны.
— Получилось так, что стихов не было, — вспоминал композитор. — Была музыка, и я подсказал ребятам сюжет, отдельные строки. Это был процесс совместного творчества с молодыми поэтами Вениамином Бутенко и Геннадием Георгиевым. На их стихи создано много песен. Мне же эта песня дорога тем, что в ней есть что-то от моей матери. Она всю войну работала и ждала.
Аверкин откинулся в кресле и тихонько запел: «Мама, милая мама, как тебя я люблю». Немного помолчав, сказал, что эта песня хотя и другого склада, но тоже посвящена нашим женщинам. Написана она на границе. Надо сказать, что композитор дал для пограничников несколько сот шефских концертов. Неудивительно, что многие песни писались именно на границе. И не только на стихи профессиональных поэтов, но и поэтов начинающих.
Гражданская и патриотическая темы ярко выражены в творчестве Александра Аверкина песнями «Я Россией горжусь» и «Где Россия начало берет». Они были сделаны в народном плане и исполнялись хором русской песни Всесоюзного радио и телевидения. Когда-то в этом хоре пела Людмила Зыкина, был вокальный дуэт: Екатерина Семенкина — Антонина Фролова. У Аверкина тесная дружба с этим коллективом. Для него написано им около сотни произведений. Что же касается последних названных песен, написаны они на стихи тех же поэтов — Вениамина Бутенко и Геннадия Георгиева. Они окончили Литературный институт, профессиональные поэты, члены Союза писателей. Вместе с Аверкиным много ездили по стране, бывали не раз на пограничных заставах.
И все-таки основная тема, звучащая в творчестве Александра Аверкина, — лирика. Вспомним его песню «Мне березка дарила сережки». Там два поэтических образа — девушка и березка. И если обратиться к русской поэзии, к русской лирике, мы найдем единство этих двух образов. Этой песне дала путевку в жизнь тоже Людмила Зыкина, хотя позднее записывали ее и другие исполнители. Ансамбль «Аккорд» записал ее в современной манере, но тем не менее интонации народности бережно переплетаются и в этом исполнении.
Кстати, на тему песни «Мне березка дарила сережки» композитор сделал концертные вариации для балалайки-соло, то есть без сопровождения. Сельские жители нашего края очень тепло приняли это произведение. Вот что значит любовь селян к балалайке!
— В большом потоке музыкального искусства найти себя очень сложно, — продолжал размышлять Александр Аверкин. — Но уж если нашел, то стараешься именно это направление пропагандировать, помогать другим работать в этом жанре. И поэтому мне приходится составлять такие музыкальные сборники, как «Сельские вечера», «Припевки, шутки, прибаутки».
— И тут я напомнил Александру Петровичу далекий 53-й год, когда в Подмосковье проходил отбор в ансамбль частушечниц для заключительного выступления в смотре народных талантов на сцене Большого театра. В одном из клубов Раменского района аккомпанировал на баяне 18-летний паренек. Тонкое чутье, незаурядная музыкальность привлекли внимание жюри, и оно отметило молодого музыканта, премировав его песенной экспедицией в Рязанскую область. Это был Саша Аверкин.
— Мне очень тогда помогал композитор Александр Абрамский, — вспоминал Аверкин. — Мы с ним дружили более тридцати лет. И я должен сказать, что очень люблю народное искусство, фольклор. Одна из первых моих поездок была действительно на рязанскую землю, где я родился. Там я записывал частушки, припевки, страдания. И не случайно кроме сборников сольных и хоровых песен выходили у меня сборники частушек. Это мои оригинальные сочинения и обработки для хора Всесоюзного радио, для хора Пятницкого, народных хоров Сибирского, Северного, Рязанского, Оренбургского, Волжского.
Работал Александр Аверкин и над сборником хоров и романсов на стихи Сергея Есенина. В него вошли произведения старейшего композитора Гречанинова, нашего современника Георгия Свиридова, автора романсов Вячеслава Бойко, композитора Григория Пономаренко и, конечно же, героя нашего повествования, у которого написан целый цикл на стихи великого русского поэта.
В нашей встрече Александр Аверкин открылся еще одной гранью своего дарования. Когда в Рязани открывался памятник Сергею Есенину, на торжестве, конечно же, звучали стихи. Прочитал свои стихи, посвященные памяти поэта, и Аверкин. Он очень любит поэзию, писал и печатался в центральных газетах и журналах, в поэтических альманахах. И, что интересно, на его стихи другие композиторы писали музыку. Эти стихи их вдохновляли. Вот такое взаимопроникновение поэтического и музыкального творчества.
Виталий ЗАДОРОЖНЫЙ.