Две половинки одной судьбы
Ольга МетёлкинаВ минувший понедельник Григорий Алексеевич и Анна Ивановна Конкины отметили 65-ю годовщину со дня бракосочетания.
Назвать ли то счастливым стечением обстоятельств или божьим промыслом, так или иначе, много лет назад их жизненный путь стал общим. Если писать о Конкиных роман, то у читателей наверняка возникнет сомнение: бывает ли так на самом деле или, может, автор выдумал столь романтичную историю... В 1924 году в селе Славянка Кедабекского района, что в Азербайджане, в семье Конкиных родился мальчик, которого назвали Григорием, а в другом доме на той же улице — девочка Аня Кабатова. Все жители этого русского села были потомками христиан-духоборов, стоявших в оппозиции к Православной Церкви и сосланных в эти места в XIX веке. Ближайшим крупным населенным пунктом был город Гянджа (Кировабад), находящийся в 60 километрах от Славянки.
Сколько помнят себя Григорий Алексеевич и Анна Ивановна, они всегда дружили. Еще до школы летом родители поручали им пасти гусей. А через десять лет Аня провожала юного новобранца Гришу Конкина в армию. Сейчас она уже может признаться, что в тот момент он не казался «героем ее романа» - с торчащими ушами, худой, нескладный какой-то. Зато когда через три года Григорий приехал в родное село из военного училища молодым лейтенантом, его подруга ахнула — совсем другой человек. За это время случилось многое. Шла Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года Григорий Конкин был направлен в школу младших авиамехаников в Баку. Учился очень хорошо, особенно легко давалась математика – любимый школьный предмет. Затем Григорий Алексеевич попал в истребительный полк, в составе которого в 42-м отправился на фронт. Через год снова пришлось поучиться — уже в Сталинабаде, где в то время базировалось Харьковское летное училище.
И вот в сентябре 44-го молодой лейтенант Григорий Конкин получает десятидневный отпуск домой. Конечно, он стремился повидаться с родными, но главное — он решил сделать самое важное в своей жизни предложение, о котором Анечка Кабатова еще не догадывалась.
Девушка в военные годы тоже, можно сказать, была на фронте, только трудовом, работала на госсортучастке. Хорошенькая — глаз не оторвать. Григорий понимал, что ее красоту не один он замечает, оттого и опасался опоздать со своим предложением. Анечка, конечно, обрадовалась приезду друга — такого ладного, повзрослевшего, но замуж выходить наотрез отказалась. «Как же так, война идет, у всех горе, а мы жениться вздумали! - возмущалась Аня. - Не время сейчас!». Но Григорий не собирался отступать. Всё решил случай. Как-то пришел лейтенант к невесте, в очередной раз услышал «нет» и с грустью запел: «Эх, как бы дожить бы до свадьбы-женитьбы...». Дрогнуло сердечко Ани, и она согласилась. Но только расписаться в сельсовете и чтобы без свадьбы.
Родные молодых, которые уже много дней наблюдали за этим романтическим противостоянием, наконец вздохнули с облегчением. В доме Кабатовых Григория с детства любили как своего ребенка, а в семье Конкиных Анечка тоже была любимицей. Свадьбу сыграли спустя год, когда пришла Победа и с фронта вернулись близкие.
В 1946 году перегоночный самолетный полк, в котором служил Григорий Алексеевич, расформировали, и молодого офицера перевели в авиационно-истребительный полк в Харьков. Вот там-то, по большому счету, началась самостоятельная семейная жизнь Конкиных. Буквально с чистого листа, потому что к месту службы они приехали с пустыми руками. Снимали угол у хозяйки, благо женщиной она оказалась доброй, помогала Ане по хозяйству, где советом, а где делом. Одним из первых правил в семье было — не брать взаймы, жить только на заработанные деньги. Поначалу приходилось очень трудно, но супруги как-то научились сводить концы с концами. Спасибо, родители помогали — присылали из дома посылки с сушеной картошкой, мукой.
Григорий Алексеевич поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского. И после блестящей защиты диплома «Сверхзвуковые фронтовые бомбардировщики» был направлен в знаменитое КБ под руководством Сергея Королева. Сейчас 50-е годы XX века называют началом космической эры человечества, и Григорий Алексеевич вправе гордиться, что оказался в команде специалистов, разрабатывавших алгоритмы и характеристики межконтинентальных баллистических ракет и спутников, участвовал в запуске первого искусственного спутника Земли, с замиранием сердца следил за полетом Юрия Гагарина из ЦУПа, одним словом, был участником и свидетелем событий, без преувеличения, космического масштаба.
После увольнения в запас в 1976 году Григория Алексеевича пригласили на работу в Институт космических исследований. Его большой опыт и исключительные знания были востребованы еще долгое время. Григорий Алексеевич участвовал в создании космических войск и метеорологической системы Советского Союза.
«Не было ли Вам обидно, что муж больше времени проводит в «общении с космосом», а не с семьей?» - спрашиваю Анну Ивановну. Супруга Григория Алексеевича улыбается: «Ну, я же понимала, каким важным делом он занят». Жизнь Анны Ивановны во всём зависела от службы мужа, как в поговорке: «Куда иголка – туда и нитка». Она заботилась о том, чтобы дом был тихой, уютной гаванью для мужа. Анна Ивановна преподавала в школе домоводство, занималась с ребятишками в детском саду. С рождением дочери забот прибавилось. Но всегда Анна Ивановна находила время для рукоделия, которым увлекалась с детства. Как-то накануне дня рождения Григория Алексеевича она решила подарить мужу золотые часы – вещь и в те времена дорогую. Но хотелось самой заработать деньги на подарок. Вот тогда-то и пригодилось мастерство рукодельницы…
Когда общаешься с супругами Конкиными, начинаешь понимать, что счастье для них – понятие общее. А две судьбы, соединившись 65 лет назад, стали одной на двоих. Поэтому, когда в конце 90-х врачи поставили Анне Ивановне неутешительный диагноз и посоветовали переехать из Москвы в более теплый климат, Григорий Алексеевич ни минуты не колебался. Возвращаться на родину, в Азербайджан, уже не было никакой возможности, поэтому Конкины решили податься на Ставрополье - в Пелагиаду, где жили родственники. Но со временем Анне Ивановне и Григорию Алексеевичу стало тяжело вести домашнее хозяйство, требовалось постоянное медицинское обслуживание. И теперь они живут в Ставропольском геронтологическом центре. В их небольшой комнате по-домашнему уютно. Ее украшают вязанные и вышитые руками Анны Ивановны салфетки.
Главное, считают супруги, сыгравшие «железную свадьбу», что они через все эти годы пронесли настоящую любовь и преданность друг другу. «Так каков же секрет семейного счастья?» - спрашиваю я у них. Оказывается, всё просто. «Понимать друг друга, помогать, идти навстречу, быть «половинкой» для другого, - почти в один голос отвечают мои собеседники. – А это никакой не секрет».
В эти дни супруги Конкины получили множество поздравлений со столь впечатляющим юбилеем. К ним в гости приезжал даже губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский. А пожелать Анне Ивановне и Григорию Алексеевичу можно, наверное, только здоровья, потому что любовь, счастье, уважение пребывают с ними уже много лет.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА.