Движемся в сторону автоматической фиксации нарушений
Наталья АрдалинаПервый месяц осени ознаменовался для Ставрополя всплеском аварий, в которых, к сожалению, пострадали люди. Пять человек погибли под колесами автомобилей, еще более 40 получили различные травмы. Среди них — шестеро детей. Основной причиной дорожно-транспортных происшествий остаются нарушения правил дорожного движения, как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. О том, что делается в городе для повышения безопасности на дорогах, в ходе «прямой линии» рассказал начальник отдела ГИБДД управления МВД по г. Ставрополю подполковник полиции Олег Борисов.
- Олег Юрьевич, уже в последних числах месяца случился ряд ДТП, в которых погибли люди. В одной из аварий девушка вообще шла по тротуару и тем не менее попала под колеса автомобиля. Как такое стало возможным и будут ли наказаны виновные?
- Действительно, такая авария имела место, дев ушка 29 лет двигалась по проезду Чапаевскому по тротуару. Водитель автомобиля ВАЗ-2107 не справился с управлением и выехал за пределы проезжей части. В результате девушка скончалась на месте. Предварительная причина ДТП — водитель двигался со скоростью, не позволяющей обеспечить постоянный контроль за движением транспортного средства. По данному факту возбуждено уголовное дело.
Если в данном случае виновник аварии не пытался скрыться, то в аварии, произошедшей в ночь после празднования Дня города, найти водителя оказалось куда сложнее. 25 сентября ночью, в 1 час 25 минут, неустановленный водитель на неустановленном автомобиле, двигаясь по улице Тухачевского в районе улицы 50 лет ВЛКСМ, сбил сразу двух пешеходов, которые переходили улицу по переходу на зеленый сигнал светофора. Один из молодых людей скончался сразу, второй был доставлен в больницу и в настоящее время находится в тяжелом состоянии. А водитель, увидев, что стал виновником аварии, скрылся. Автомобиль позже обнаружили на улице Ворошилова. Должен отметить, что работать было очень сложно, потому что машина зарегистрирована в Орловской области. Получить полные данные оттуда не удалось из-за технической неисправности орловской базы данных. Однако разыскная работа велась очень серьезно: путем обхода территории узнали, в каком месте парковался автомобиль, нашли запись видеокамеры, установленной на магазине. На записи четко видно, как двое людей садились в машину в 1.17 ночи 25 сентября, в 1.20 они тронулись, и уже в 1.25 произошла авария. Далеко не уехали, судя по всему, были пьяны, возможно, собирались продолжить гулянье. В данный момент проводится расследование, окончательные результаты будут даны следствием позже.
- Не связан ли всплеск аварий с тем, что батальон, который раньше обслуживал город, теперь поделили на две части?
- Нет, всплеск происходит ежегодно, в сентябре большое количество людей возвращаются из отпусков, начинается учебный год, родители начинают возить детей в школы и секции, приезжают учиться студенты. Потоки транспортных средств становятся более масштабными, появляются пробки. А недобросовестные водители, которые игнорируют правила дорожного движения, есть всегда.
Что касается реорганизации: приказом начальника ГУ МВД по СК произошла реорганизация батальона, из одной части сделали роту, обслуживающую трассы федерального значения вокруг города; 163 человека передали в отдел ГИБДД города Ставрополя. Вопрос об увеличении штатов рассматривается, пока с поставленными задачами справляемся.
- Кто чаще становится виновником аварий: водители или пешеходы?
- Мы регулярно проводим анализ, из которого видно, что в большинстве случаев это все же пешеходы, которые переходят улицу либо в неустановленном месте, либо на запрещающий сигнал светофора, неожиданно появляются из-за препятствия и т. д. Часто потом пешеходы объясняют, что машина была далеко. А ведь автомобиль даже при небольшой скорости не может остановиться мгновенно. Подумайте, при скорости 35 км/ч. за секунду автомобиль проезжает примерно 10 метров.
И несмотря на это, водитель является владельцем средства повышенной опасности, поэтому при необходимости он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки. Особенно внимательным надо быть при появлении детей в непосредственной близости от дороги, ведь они в любой момент могут выскочить на проезжую часть. То же самое относится и к пьяным пешеходам.
Что касается водителей, то статистика показывает, что в основном аварии происходят по вине молодых водителей, как по возрасту, так и по стажу вождения, поэтому очень важное направление нашей работы — профилактика: мы тесно сотрудничаем с учебными заведениями, и средними, и высшими, показываем фото- и видеоматериалы, детей учим правильному поведению на дороге в качестве пешеходов и велосипедистов, студентов готовим к тому, что, если вы сели за руль, должны быть внимательны всегда. Профилактическая работа проводится и с водителями: стараемся донести до них цифры статистики, которая, к сожалению, неутешительна.
- У нашего дома машины паркуются прямо на газоне, можно ли водителям в этом случае предъявлять претензии?
- Конечно, это нарушение относится к компетенции участковых уполномоченных: если стоянка транспортного средства не связана с каким-то технологическим процессом, то есть если это не аварийная, ремонтная служба, которая проводит какие-либо работы, а просто автомобили жильцов, регулярно паркующихся на газоне, лучше всего обратиться непосредственно к участковым. Мы, получая такую информацию, также направляем ее в эту службу. Хочу отметить, что сейчас очень активно работаем по вопросам парковки во дворах по Юго-Западному микрорайону, и проблемы начали постепенно уходить: стоянки упорядочиваем, владельцы автомобилей, не соблюдающие правил стоянки, привлекаются к ответственности.
- На улице Шпаковской есть магазин «Эксклюзив», около него на тротуаре все время ставят машины, так что пешеходам приходится обходить их по проезжей части. Однажды попросили владельцев оставлять место для пешеходов, а они говорят, мы тут все приватизировали и можем делать все, что хотим. Как нам быть?
- Обязательно выедет на место инспектор и разберется с ситуацией: разумеется, пешеходная зона должна оставаться пешеходной, и водители не должны вынуждать людей обходить их транспортные средства по дороге.
Парковки - серьезная проблема для Ставрополя. В настоящее время мы планируем установку видеофиксаторов в местах, где парковка запрещена. Вся информация с этих камер будет стекать в Центр автоматизированной фиксации в управлении ГИБДД, и водители начнут получать так называемые «письма счастья» - квитанции на оплату штрафа. Раз получат, другой, на третий уже задумаются, ставить ли автомобиль в неположенном месте.
- И еще вопрос по улице Шпаковской — в районе улицы Сурикова, где мы живем, невозможно перейти дорогу, потому что здесь водители разгоняются до сумасшедшей скорости. Буквально от ул. Л. Толстого до Доваторцев здесь скоростная трасса. Можно ли как-то обезопасить пешеходов?
- Инспектор дорожного надзора выедет на место, мы оценим масштаб и скорость транспортного потока и примем необходимые меры, возможно, установим искусственные неровности в наиболее опасных местах.
С этой проблемой также можно бороться при помощи автоматических систем: в городе уже стоит несколько фиксаторов скоростей, в ближайшее время планируется установка еще более 20 таких приборов. Практика показывает, что установка камер буквально в течение месяца-двух снижает скорость потока. В этом смысле показателен опыт Казани: буквально каждый перекресток, почти каждый знак там оборудованы видеокамерами. Затратив определенную (сразу скажем, немаленькую) сумму на установку камер, практически решили проблему нарушения правил дорожного движения, и при этом пополнили бюджет города за счет штрафов. Установка автоматических систем окупилась в течение полугода.
- С улицы Гризодубовой на Мира невозможно выехать! Много лет там живу и каждый день сталкиваюсь с этой проблемой: светофор находится дальше, на перекрестке Мира - Достоевского, а нашей улицы для водителей как будто и не существует. Тем более что при повороте с ул. Достоевского на Мира, когда горит основной красный, загорается и зеленая стрелка направо, то есть нет разрыва в потоке. Предлагаю на перекрестке Мира - Гризодубовой поставить дополнительный светофор.
- Инспектора дорожного надзора подъедут, проведут анализ, может быть, имеет смысл не ставить дополнительный светофор, а всего лишь изменить режим уже существующего светофорного объекта для того, чтобы пробок на данном участке было меньше.
- Видел, как полицейский автомобиль стоял под знаком, запрещающим стоянку. Почему ему можно нарушать правила, а мне нельзя?
- Мы очень жестко работаем по собственным сотрудникам, в первую очередь после реорганизации была проведена беседа о том, что мы не имеем права нарушать тех самых правил, за которые наказываем остальных водителей. И в последнее время таких сигналов мне не поступало. Если вы видите нарушение правил дорожного движения, не важно, кем — сотрудником полиции или любым другим автомобилистом (при условии, что их остановка, например, не связана с выполнением непосредственных служебных обязанностей) — можете зафиксировать нарушение на фотоаппарат, камеру и отправить нам. Уверяю, работаем с каждым обращением, разбираемся в каждой ситуации, виновных обязательно наказываем.