Дядь Толь, спасибо
Елена ПавловаСкромный пенсионер из станицы Старопавловской Кировского района Анатолий Лагойда, скорее всего, будет представлен к государственной награде. Ходатайствовать об этом обещал начальник ГУ МВД по Ставропольскому краю Александр Олдак. У Анатолия Васильевича уже есть одна высокая награда — орден Трудовой Славы — за 35-летний ударный труд в колхозе. А вот сейчас будет еще и боевая — за мужество. Вполне заслуженная. Так считают и станичники, которые намедни тоже были в администрации, куда приезжали краевые и районные полицейские руководители чествовать их Василича… Людей было столько, что власти даже пожалели, что не провели эту встречу в клубе.
Родные говорят, что, узнав о предстоящих чествованиях и подарках, которые везут гости, Анатолий Васильевич поначалу отказывался: мол, зачем, не надо, у меня все есть… Но руководитель полицейского ведомства никаких отговорок не принял:
– Как это не надо. Вы нашему сотруднику жизнь спасли…
– Ну а он, может, мою спас, — возражал герой-станичник. — Кто знает, не появись участковый на дороге, куда бы мы заехали и как бы там ситуация повернулась…
О том, что произошло в Старопавловской 28 мая, мы рассказывали в материале «Пенсионер разоружил боевика». А супруга Анатолия Васильевича Валентина Павловна узнала о случившемся, когда уже пол-
станицы об этом гудело. Позвонила с работы дочь:
– Мама, говорят, отец в центре станицы с боевиками воюет!
У Валентины Павловны подкосились ноги. Даже сейчас, когда первый шок прошел, она не может вспомнить, чтобы супруг вот в таком боевом качестве раньше проявлялся. Нет, характер-то у него мужской — основательный, надежный. Труженик, пахарь, всю жизнь за баранкой. А с врагом лицом к лицу сойтись впервые только сейчас пришлось. Боевое крещение в 60 лет… Ничего себе — съездил в лес за колышками для помидоров…
Вскоре вернулся и муж. Посеревший, несколько подавленный и неразговорчивый — на себя непохожий. Видимо, стресс начал действовать по прошествии времени. Но родные все же допытались, как все было. Анатолий Васильевич говорит: сразу понял, что перед ним — боевик. Да и как не понять: на лице — маска, в руках автомат, вода с одежды течет — значит, через Малку переправлялся. Кричал, что ФСБшник: мол, «там мои ребята в засаду попали», вези на Прогресс, прикладом пихал, телефон отобрал, сим-карту выкинул…
О том, что в соседнем Баксанском районе КБР совершено покушение на главу администрации, Лагойда на тот момент не знал, но в Старопавловской он не первый день живет — знает, какие «ФСБшники», набедокурив у себя дома, норовят скрыться от тамошних силовиков на ставропольской территории — тут ведь рукой подать, одна речка и разделяет. К тому же кабардинский берег — голый обрывистый, а ставропольский — лесистый — от самой воды до самой станицы. Потому и ныряют частенько сюда скрывающиеся от местных силовиков непрошеные гости. За последнее время тут два бандитских схрона нашли и уничтожили… Все это Анатолий Васильевич знал, но, как он говорит, страха тогда не было — почему-то была уверенность, что он сумеет выбрать удобный момент, чтобы отобрать у бандита оружие. А тот, как только на горку от леса к станице поднялись, задергался: «Куда ты меня везешь? К людям везешь, да?» – «Тут другой дороги нет, только через станицу», — отвечал Лагойда. А удобный момент обозначился очень скоро, когда все решали доли секунды. На обочине дороги, у двухвекового дуба, мирно беседовали двое. Участкового, бывшего одноклассника своей дочери, Сергея Ярошевского Анатолий Васильевич узнал сразу. И тут же понял, что его пассажир сейчас будет стрелять. Водитель успел вывернуть машину, и от удара о бордюр их подбросило и очередь ушла вверх… Лагойда не знает, сколько они боролись — в такие моменты секунды кажутся вечностью. Он просто пытался вырвать из рук бандита автомат, но потом ему удалось направить оружие дулом вниз, и ремень, на котором оно держалось, то ли разорвался, то ли соскользнул с шеи боевика… И тогда тот бросил оружие. Выскочив из машины, бандит рванул обратно к лесу.
Лагойда еще и гнался за ним, перемежая крики «Стой!» простыми русскими словами, понятными без перевода. Даже пару раз пальнул в воздух.
– Стрелять в него надо бы, — говорил он потом. — Да как тут стрелять будешь. На улице народу полно. Мало ли что может случиться…
Люди на улице действительно были. Но, как теперь рассказывают, все просто остолбенели. Бегал бандит все-таки быстрее.
…Но это не умаляет значение того, как вел себя в этой, без преувеличения, экстремальной ситуации скромный пенсионер Анатолий Лагойда. Бандит этот все равно свое получит. Все они в результате одинаково заканчивают. А то, что Анатолий Васильевич человеку жизнь спас, это факт. Да, возможно, и не одну. Отморозок из леса, не отбери у него Лагойда автомат, вряд ли бы задумывался, стрелять или не стрелять и кто может попасть под шальную пулю…
Так что в доме Анатолия Васильевича и Валентины Павловны гостей теперь не переводится. А первым пришел самый участковый Сергей со словами: «Дядь Толь! Спасибо!». Он столько раз за несколько прошедших дней эти слова слышал… Вот и начальник ГУ МВД по СК Александр Олдак ему лично спасибо приехал сказать и огромный телевизор семье героя в подарок привез.
А начальник Кировского РОВД вручил Анатолию Васильевичу новый мобильный взамен старого, утраченного при, без всякого преувеличения, боестолкновении.
— Не будь вы пенсионером, — сказал
А. Олдак, — мы бы обязательно пригласили вас на службу в полицию. Нам нужны такие смелые сотрудники, способные на самоотверженные поступки…
В нашей жизни такие люди нужны не только в полиции. И слава Богу, что они есть — обычные, неприметные с виду, но с крепким внутренним стержнем и любовью к своей земле, которая этот стержень делает стальным. У Анатолия Васильевича Лагойды эта сталь отливалась еще предками — казаками кубанской станицы Логинской, а потом и каленой солнцем ставропольской степью. В Старопавловскую он приехал после армии — знакомиться с родителями невесты, да так здесь и остался. Сроднился он сердцем и с этой станицей над рекой Малкой, и с прильнувшим к самой воде лесом, который когда-то был таким мирным… Врос Анатолий Лагойда корнями в эту землю, на которой почти четыре десятка лет растил хлеб и детей в любви к ней воспитывал. И воспитал. Сын и дочь теперь так же живут и работают на родной земле и не мыслили никогда отсюда уезжать. Так же, уверен, будут жить здесь и внуки, и правнуки.
Внуков у Анатолия Васильевича четверо. Сейчас Настя, Никита, Катя и Леша — тоже в центре всеобщего внимания станичников. Ребятишки очень гордятся своим героическим дедом и с особым удовольствием смотрят новый с огромным экраном телевизор, подаренный самим генералом полиции…
…Зря все-таки в свое время затаскали до штампа выражение: «В жизни всегда есть место подвигу». Иногда оно яснее других определяет совершенное человеком. То, что совершил Анатолий Васильевич Лагойда, — подвиг. И заканчивая рассказ, хочется повторить слова, которые говорили за последние несколько дней очень многие люди: «Дядь Толь, спасибо!».