Эхо времени: ветераны хотят сильной России
Лариса РакитянскаяВремя мчится неумолимо: кажется, только вчера мы встречали День Победы. Но вот уже позади и День России, а впереди — День памяти и скорби, 22 июня.
По этим вехам-датам мы живем сегодня, всякий раз оглядываясь в историю страны, запечатленную в судьбах миллионов. И там, в этих далях, и здесь, совсем рядом с нами, живут еще те, кто стал эхом времени.
Да, это они, ветераны Великой Отечественной, стали для нас общественным камертоном. Потому что по их памяти, по их чувствам мы сверяем свои часы с днем сегодняшним. И нам никак нельзя упустить этот уникальный момент: миг, когда еще можно и нужно спросить у них, правильно ли мы живем.
Ведь это они словно впечатали себя в огромный пласт эпохи, ставший и тектоническим сдвигом, и особым цементом истории.
Сегодня они — уважаемые люди, умудренные опытом. Значит, и нам должно хватить мудрости, зрелости, честности, чтобы этот опыт взять, сохранить и снова отдать тем, кто идет за нами.
Вот почему мы считаем их тонким и точным общественным камертоном, индикатором напряжения, зеркалом дня и отражением в нем нашего прошлого. Вот почему к ним мы должны относиться бережно и нежно, обращаться к ним за советом и перенимать их опыт.
В войну был долг: выжить. Сегодня задача — жить счастливо
С Петром Ивановичем Куралесовым мы встретились у него дома во вторник. Раньше не получилось из-за праздников, позже — из-за его личных планов.
Председатель Ставропольского городского Совета ветеранов, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена
Отечественной войны II степени тему беседы — о 22 июня — предложил расширить. Причем именно в определенной последовательности дат: 23 февраля, 9 Мая, 12 и 22 июня.
- Эти дни для меня и большинства ветеранов Великой Отечественной — святые, - говорит Петр Иванович. - 73-й год мы живем в мире, и я все отчетливей понимаю: когда 17-летним пацаном в 1943 году попал на фронт, перед всеми нами стояла одна-единственная задача: победить врага. О другом никто и не думал! Армия наша справилась — сломила такого зверя! И как не гордиться датой 23 февраля, когда она появилась на свет?
Победа же для нас стала логическим завершением нашего долга. А мирная жизнь поставила другие цели: строить, возрождать, восстанавливать разрушенное войной. К ней мы все стремились так же — всей душой.
И вот 12 июня — День России. Это праздник, да! К нему пока в обществе неоднозначное отношение, но я думаю, со временем негатив уйдет. Да уже сейчас это видно! В городе День России отмечали так, что лучше не бывает! Я был на совещании у главы города после праздника: Андрей Джатдоев искренне благодарил администрацию и людей города. И было за что! Это же надо так уметь организовать народ, чтобы всем было весело. На 12 площадках собрались люди, и я своими глазами видел, как они улыбались, оживленно разговаривали, от души веселились. С семьями пришли и губернатор Владимир Владимиров, и глава Ставрополя Андрей Джатдоев, и множество народу... Знаете, порадовало и то, что люди шли на праздник по своей воле — это было заметно по общему душевному настрою. Значит, люди душой принимают праздник и чувствуют связь его сути с историей страны.
Когда мы перестали улыбаться
Конечно, Петр Иванович говорил и о 22 июня:
- День памяти и скорби для меня — это точно. Да и для всей страны. 22 июня — черный день. Мы все тогда перестали улыбаться. Народ перестал смеяться. Рыдали душой. И даже не потому, что две трети семей получали похоронки на близких. Людям была невыносима сама мысль о том, что кто-то посмеет их Родину завоевать. «Поля ее просторные не смеет враг топтать» - это так точно сказано было! Так все чувствовали — как один. Когда немцы пришли к нам в село Московское, мы убежали за восемь километров на культстан, где была основная тягловая сила — быки, кони. И люди. Это же труженики тыла — наши матери да детвора, - были едины с фронтом. Считайте сами: с 23 по 30 июня было призвано в армию 5 млн человек, а за всю войну — больше 30 млн. И этих людей надо было обслуживать: солдат три раза в день кормили, одевали-обували. Труженики тыла, я считаю, и были тягловой силой войны...
Нас и сейчас испытывают на прочность
Мне кажется, у ветеранов воспоминания о той войне выпрашивать не надо. Вот и Петр Иванович о таких деталях рассказывал — диву даешься! Но при этом понимаешь: выдюжить они смогли только по одной простой причине — их души грел огонь благородной ярости и понимания внутренней правды и справедливости. Иначе и мокрая шинель бы не грела!
А про день сегодняшний Петр Иванович рассуждает здраво:
- Вот если вы меня спросите, поддерживаю ли я Президента России Путина, я отвечу однозначно: да! Особенно во внешней политике. Сейчас в мире обстановка сложная, и мы, ветераны, не устаем повторять: не дай Бог, чтобы жители России вновь узнали, что такое война! Но и президент наш вместе с нами видит, какие проблемы есть во внутренней жизни страны: надо, чтобы росли зарплаты и пенсии. Да, у нас много детворы народилось — как же не радоваться? Вот, выступая на Дне России, я забыл сказать, что искренне желаю, чтобы в нашем крае было три миллиона. Но мы, ветераны, понимаем: нужна России и крепкая семья. Тут, к сожалению, примеры из того же шоу-бизнеса не самые лучшие: смотришь, тот развелся, эта мужа оставила... Нельзя так!
Народ не брошен
С особой болью говорит Петр Иванович и о внутриполитических проблемах:
- Нас не только внешние враги на прочность сейчас испытывают. Им-то у нас ответ есть — крепкая армия, какой не было в мое время, но она все же победила. Нас испытывают внутри страны: есть люди, кто привык жаловаться на жизнь, кто власть клянет изо всех сил за то, что, мол, людям плохо живется. А чем плохо-то? Мы в месячник военно-патриотического воспитания с ветеранами побывали в пяти школах, в том числе - и в двух новых. У нас есть с чем сравнивать - как мы учились и как сегодняшние дети. Это же счастье, заниматься в таких условиях!
Или еще другой пример: откуда берется вся эта оппозиция власти? Да они же на трудностях страны себе имена делают. На самом деле эти люди — тяжелое пятно на здоровом организме России. Сами не готовы себя отдавать стране, не хотят просто работать, а власть смеют оценивать. Между прочим, страну нашу в последние месяцы и природа испытывает на прочность — то там ураган, то там наводнение. И ведь власть везде с людьми! У нас в мае - начале июня губернатор не выезжал из подтопленных районов, да и везде так. Нет, народ не брошен! А нам, ветеранам, особенно обидно и больно в этих условиях смотреть, что, по сути, у России есть внешний и внутренний враг. Нас уже мало осталось: 400 человек в Ставрополе, из них только сто с лишним активны, остальные — болеют. Но они, даже лежачие, все еще желают — вместе со здоровыми и молодыми — только сильной России. Такой, какой она была в наше время. Такой, которая и сейчас жива!