Экспертиза подтвердила: заводской брак
Валерий МанинКогда в товаре обнаруживается дефект, у покупателя и продавца, как правило, взгляд на причину его возникновения диаметрально противоположный. Обычно последний становится в позу: никаких денег не получите! Следующий шаг сторон – обращение к экспертам. Увы, но выводы специалистов все равно пытаются поставить под сомнение.
<Проточный электроводонагреватель для дачи, где нет централизованного горячего водоснабжения и газа, – палочкавыручалочка. Людмила Викторовна Т. купила это благо цивилизации в одной из торговых точек, принадлежащей индивидуальному предпринимателю, в сентябре 2006 года. Спустя три месяца после покупки оборудование установили. Да вот недолго наслаждались комфортом. В один из дней февраля водонагреватель отказался выполнять свою работу. В знак «протеста» даже стал искрить.
Людмила Викторовна решила вернуть в магазин оборудование – нагреватель марки ПЕВН 220—7,0 не мог нормально отработать даже в гарантированный изготовителем срок (таковой составлял 1 год). Продавцы приняли товар для установления причины неисправности. Это дело они доверили специалистам мастерской, принадлежащей поставщику электрооборудования. В итоге Людмиле Викторовне выдали на руки нечто вроде заключения без печатиштампа, где был поставлен «диагноз»: в нагревателе выгорело подсоединение фазного провода, поплавилась колодка и замкнула цепь. Вывод был однозначным: в неисправности виноват покупатель. Устно мастера добавили: мол, нужно было за проводами следить, они были слабо прикручены.
Не чувствуя своей вины, Людмила Викторовна обратилась за помощью к специалистам Центра защиты прав потребителей. «Защитники» взглянули на заключение мастеров: и эту бумажку даже без штампапечати выдают за документ? Разъяснили затем владельцу торговой точки уязвимость его позиции. Посоветовали провести экспертизу нагревателя в НИИ надежности и прочности металлоизделий при СевКавГТУ. Выводы специалистов института о наличии в изделии заводского брака предпринимателя не устроили. Он заявил: отправит нагреватель на завод, и если тот подтвердит производственный дефект, тогда вернет деньги Т.
«Защитники» объяснили предпринимателю, что нужна независимая экспертиза. Заводизготовитель никак на эту роль не тянет. И если предприниматель ставит под сомнение выводы специалистов НИИ, экспертизу может провести Торговопромышленная палата. Но вряд ли результаты будут другими. Ведь исследование проводили авторитетные специалисты, ученые со степенями.
Предприниматель сдался лишь после того, когда специалисты теперь уже Торговопромышленной палаты подтвердили результаты предыдущего исследования о наличии заводского брака. Людмиле Викторовне вернули деньги за бракованный нагреватель.