Елена Филимонова: быть носителем культуры жизни
Наталья БуняеваМы в гостях у Елены Филимоновой, руководителя пресс-службы краевой противопожарной и аварийно-спасательной службы (ПАСС СК)
Ей бы на подиумах блистать: красива! Высокая блондинка, всегда «при параде», красиво говорит... Она и блистает. То на заснеженной дороге в лютую метель, то у водоема, который надо бы привести в нормальное состояние, то в подразделениях, где работает уже семь лет. Семь лет беспрерывного труда - днем, а бывает и ночью, в любую погоду и при любых обстоятельствах. По-моему, она и на больничном ни разу не была: все время на работе.
- Лена, ну вот большой, даже огромный, мужской коллектив. Трудно с ними?
- Да я бы не сказала. Мы привыкли друг к другу. Я всех, даже в районах и маленьких селах, знаю не только по именам: знаю их семьи, их сумасшедшую рабочую нагрузку. Так что... Тут каждый занят своим делом и не до вздохов и печалей. Но цветы, бывает, дарят. Правда, иногда мне кажется, что я тоже для всех «братишка»... Не обидно, но как-то все-таки... (смеется). Мужчины у нас суровые, тут ничего не поделаешь. И смелые. Я как представлю, что они ежедневно идут в ад, в огонь, так становится страшно. Я бы не смогла, ни за что, наверное... Но они же, спасатели наши, и джентльмены: букет к праздникам — святое. Вот и приходится быть легкой в общении, стараться не огорчать никого, ни мужчину, ни женщину. У нас женщин много работает, и службу они несут очень трудную: сутки посиди у монитора, когда только кружка кофе и спасает. Они сидят: и оперативные дежурные, и психологи, и даже переводчик. Случается всякое, в любом уголке края. И именно они организовывают работу выезжающих групп на происшествие. Не важно: пожар, утонул кто или заблудился. Работаем...
Моя конкретная работа? Я считаю ее просветительской. Нужно через газету или экран (а мы сотрудничаем со всеми СМИ) донести до граждан, что вот этого делать нельзя! Нельзя в дом закатывать газовые баллоны, нельзя напиваться и курить в постели — это, как правило, верная смерть. Нельзя лезть в незнакомый водоем или садиться в ненадежную лодочку без спасательного жилета. Очень много несчастных случаев именно по этой причине. А еще печи, хлипкая электропроводка, спички в руках детей... Да всего не перечислишь. И если что случилось в Богом забытом селе, я все равно сообщаю - люди должны знать, что можно делать, а где огромный риск с возможными тяжелыми последствиями. Да что далеко ходить: осенью народ сгребает и жжет листья, ребенок подошел к костру, и все, считай, ожог. Если не хуже. Об этом надо писать? Надо. Моя работа — это прежде всего (не люблю это слово) пропаганда. Мы сообщаем в СМИ, а там уже новость расходится и в Интернете, и в печати, и на экраны телевизоров. Ну и добавьте к этому всевозможные учения, тренировки: мы обучаем как молодых спасателей, так и их верных помощников — служебных собак. Наши кинологи не раз занимали призовые места на всероссийских соревнованиях. Такая работа...
- Слушай, ну вот если бы я тебя не знала столько лет, да ни за что не подумала бы, что ты работаешь спасателем. Ну красавица же...
- А что, красавицам работать уже как бы и не надо? А то, что в краевом ПАСС — это с детства. Я всегда тащила домой кошек и собак, воробьев и ящериц. Лечила, отдавала в добрые руки... До сих пор еще живы коты, хоть и старые уже, которые были буквально спасены от болезней, собак и живодеров. Наверное, это и стало толчком к выбору профессии. Ну а когда пришла, меня просто пожалели: ну кто даст пожарный рукав девчонке? Никто. А мне подвигов хотелось... Предложили работать в пресс-службе. Есть и сложности: женщине в мужском коллективе трудновато. Я не всегда понимаю мужской юмор, мне трудно смириться с потерями, когда пожарный получает травму в огне и надолго выбывает из коллектива. Иногда трудно так, что ночью реву в подушку: устаю, особенно зимой, когда переметает дороги, когда надо как-то выразительно написать о тяжелой службе спасателей. Спасает во многом спорт: мы, наша пресс-служба, принимаем участие во всех соревнованиях. И так - когда в бассейн хожу, когда на фитнес, чтобы хоть как-то разгрузить организм. Очень люблю читать. И не новомодных писателей, а наших — доброго Чехова, сурового Достоевского, обожаю Лескова - читала сто раз. Люблю книги о животных: если совсем уж прижало, к примеру, с температурой валяюсь, читаю Джеральда Даррела. Вот был человечище! Из ничего на английском острове Джерси создал зоопарк, где сохраняются редкие породы животных. На свои деньги. Кто из наших богатеев взялся бы за такой труд: сперва объезди весь мир, собери этих животных, а потом лечи, учи, корми, создавай им условия, превосходящие те, в которых они раньше жили. Это — как пособие для многих людей: как правильно жить.
- А как правилно жить?
- Да легко. Для начала научитесь парковать, как надо и где положено, автомобили: пока наши пожарные доберутся до горящей квартиры, им приходится руками расталкивать автомобили. Мы не в Швеции, где пожарным разрешено давить мешающие машины. И не в Германии, где, завидев машину со спецсигналами, все выстраиваются «елочкой»: надо пропускать! У нас «скорую» могут так зажать, что в ней можно и родить, и умереть! Нет культуры никакой.
Вообще, моя Лена оптимист нереальный: хохотушка, каких поискать. Но если спросить что по делу — такую лекцию прочитает, заслушаешься. Это редкостный сотрудник, наделенный жизненным оптимизмом и стремлением принимать активное участие в общественной жизни. Она выбрала наиболее сложную во всех отношениях работу: быть носителем культуры жизни. Ну и так: работает как мостик между народом, журналистами и службами оперативного реагирования. И для нее самой это стало не просто увлекательной работой, а весомой частью жизни, ведь среди героических мужчин она нашла много друзей и защитников. А еще учиться пришлось: у пожарных и спасателей специфический сленг. Обыватель не поймет. А еще попробуй «разговорить» бойца или офицера перед камерой или на пресс-конференции — это специфика профессии такая — разговаривать.
- Лена, а почему все-таки спасатели, а не, скажем, крупная торговля? Тебя бы взяли не задумываясь.
- Вот пристала!.. Наверное, потому что я люблю спасать людей...