Елена Иванова: «Не представляю мира образ без человека и цветка»
Ольга Метёлкина На свете много есть чудес, и среди них непостижимая для многих тайна: как одни люди, даже весьма талантливые, не могут зарифмовать несколько строк, а другие — с лёта, без каких-либо усилий складывают баллады, сонеты, поэмы... Что это: случайность, Божий промысел или просто чудо?.. Поиски ответа на этот вопрос привели меня в Ставропольский литературный центр к поэтессе Елене Ивановой.
«Мне посчастливилось родиться на той же земле, где жил и возрос до отрочества своего Федор Иванович Тютчев - на Брянщине», - говорит Елена Львовна. Неудивительно, что школьницей, она начала писать стихи и даже публиковаться в газете «Брянский комсомолец». Вот и в дальнейшем газеты играли в ее судьбе далеко не последнюю роль. Елена Иванова поступила на факультет журналистики МГУ, а затем по распределению отправилась в Пятигорск, работать в «Кавказскую здравницу». Одним из первых ее заданий было написать очерк о главвраче ессентукского санатория. Редактор прочитал готовый материал и сказал многозначительно: «Ну что, подпирает Рыжакову», имея в виду ведущую журналистку газеты. В «КЗ» Елена Иванова прошла хорошую школу. Однако, углубляясь в вопросы здравоохранения, она не изменяла своей юношеской любви к поэзии, продолжала писать стихи.
Серьезно заниматься поэзией, считает Елена Львовна, это значит печататься, получать отклик от читателей. Первая книга ее стихов вышла в Ставропольском книжном издательстве в 1971 году. Потом были многочисленные коллективные сборники и признание на уровне Москвы, когда в серии «Первая книга в столице» вышла книга Е. Ивановой «За Десною-рекою». «Пробить» этот сборник помог Александр Ревенко, который сам приехал в столицу из Кисловодска (к несчастью, этот талантливый литератор трагически погиб).
Новое время загоняет российских писателей и поэтов в определенные рамки: с одной стороны, пиши о чем хочешь и издавай любым тиражом, правда, за собственные средства, с другой стороны — где эти средства взять?
- Нет худшего наказания для писателя, чем забвение, - с горечью говорит Елена Иванова. - Наше государство не обращает на нас внимание. Невостребованность, безусловно, гнетет. Сейчас люди вроде даже обрадовались, что им не надо знать литературу. Из самой читающей страны мы превращаемся в нечитающую. По статистике, только 40 процентов населения России читает книги, и ведь это далеко не всегда качественная литература. Московский критик Петр Ткаченко правильно говорит, что литература выпала из общественного сознания.
И всё же поэты — люди особенные, они не могут не писать, им никакой кризис, кроме творческого, не страшен. Я пытаюсь ненавязчиво выспросить: как же происходит это чудо — как рождаются стихи?
- Стихи писать, как детей рожать - где момент застанет, - улыбается Елена Львовна. - Это как-то спонтанно происходит, невозможно не ускорить, не остановить этот процесс. Случается, записываешь и в блокнотах, и на салфетках, а дома потом переписываешь в тетрадку. А иногда не успеваешь, и тогда момент ушел и не придет позже. Иногда пишешь, а не идет, вроде бы ты все делаешь, как мастер, а не то. Это как галька: в воде - красивая, а вытащить – она никакая. Самый сильный катализатор – чтение серьезной литературы. Тогда и самой писать хочется. Когда ты открываешь книгу, то интересен человек, который стоит за этими строчками. И чем он искреннее, тем интереснее его поэзия. Стихи рождаются от душевной переполненности. Ты пишешь, вкладывая пережитое тобой. А без этого получается просто игра слов.
О чем пишет Елена Иванова? О жизни, о любви, о природе, о том, что волнует многих из нас...
Крупно звездами вызрели дали.
Заглянула я ночи в глаза.
Люди жили, любили, страдали.
Я услышала их голоса
Сквозь столетий тяжелую залежь,
Повергая в смятенье и дрожь,
Вопрошают они: «А ты знаешь,
Для чего ты на свете живешь?»
- На этот вопрос я пытаюсь ответить себе самой и в творческом плане, - признается автор.
Елена Львовна верит в предопределенность. В то, что не случайно она родилась на Брянщине и там открыла для себя тютчевское мироощущение, его философию природы, жизни и смерти. Что судьба привела ее на Кавказ, где на высоте, северо-восточнее станции Курсавка 16 февраля 1943 года погиб ее отец - сержант Лев Васильевич Иванов. Удивляется, что в творчестве неожиданно появилась православная тематика…
Я не скажу, что далеко,
Что дальше всех теперь я вижу,
И не скажу, что жить легко.
Но Небо стало как-то ближе.
Это строки из стихотворения, которое вошло в новый сборник Елены Ивановой «Вечный образ». За эту книгу Елена Львовна была удостоена премии губернатора Ставропольского края в области литературы и искусства. В сборник вошли стихи разных лет. Это и лирика, и философские размышления о различных сторонах человеческого бытия. А своё имя книга получила благодаря стихотворению «Вечный образ», строки из которого я не могу не процитировать:
Пускай изныла, изборолась
Душа за долгие века,
Не представляю мира образ
Без человека и цветка.
Вновь россыпь ландышей в овраге.
Струится трав весенний шёлк,
Вослед незримому.
Здесь Ангел
Босыми ножками прошел.
У поэтов есть редкая особенность: они, несмотря на прозу жизни, всегда остаются поэтами. Пишут, строят планы, мечтают, если хотите. Вот и Елена Иванова, только издав новую книгу, уже работает над следующей. О любви.
- Эта тема настолько тонкая, что требует большого мастерства, - делится своими мыслями Елена Иванова. - Я только сейчас почувствовала, что могу это сделать. Увидела, что есть материал для книги, поняла, что можно сделать поэму лирических стихотворений «Симфония разбуженного сердца». Сегодня любовная лирика, к сожалению, утратила свою высоту, такую, как в произведениях классиков. Но только на такой высоте об этом можно писать. Хочется верить, что какое-то зерно упадет в землю и прорастет колосом. Человеку рано или поздно захочется осознать себя человеком.
Что ж, ничего не убавишь и не прибавишь к словам поэта. А тайна так и осталась тайной: как рождаются стихи?..
Фото Александра ПЛОТНИКОВА.