Если завтра...
Станислав Маслаков
«Землетрясение в Японии: панельные дома складывались как карточные. Специалисты утверждают, что они строились с нарушениями норм сейсмостойкости. Случаи мародёрства приобрели массовый характер. Солдаты срочной службы грабят мертвецов. Таксисты и владельцы продуктовых магазинов взвинтили цены в десятки раз. Премьер-министр Японии сел за штурвал самолёта и принял участие в тушении атомной электростанции. Глава государства приказал установить веб-камеры, дабы лично следить за тем, как идёт строительство жилья для пострадавших. Жители нескольких посёлков сами сожгли свои дома, чтобы получить компенсацию. Активисты проправительственного молодёжного движения устроили пиар-акцию на руинах…»
Каждое из этих предложений – ложь. Всё в Стране восходящего солнца сложилось иначе. Благодаря тому, что многоэтажки строились по-настоящему качественно, они устояли. Небоскрёбы в Токио качались как деревья, но ни один не рухнул. Землетрясение такой силы превратило бы любой наш спальный район в братскую могилу. Достаточно вспомнить Спитак и Нефтегорск.
Несмотря на чудовищный масштаб катастрофы, количество её жертв, уж простите за цинизм, мизерное. И это результат не везения, а удивительного трудолюбия, дисциплинированности и честности японского народа. Наши студенты смеялись над местными жителями – что у каждого под столом лежит каска и набор для выживания. Как оказалось – зря смеялись. Ежегодно первого сентября вся Япония – в самых тоталитарных традициях – проводит общенациональные учения по действиям в случае стихийного бедствия. Хорошо научились. Очевидцы рассказывают, что никакой паники не было – люди автоматически делали то, что необходимо для спасения жизни. Как результат – погибли десятки тысяч, а не миллионы.
Как только случилась трагедия, в продуктовых магазинах стали распродавать запасы по СНИЖЕННЫМ ценам. Таксисты вывозили пострадавших из зоны бедствия бесплатно – до тех пор, пока у самих не заканчивалось топливо, и не было возможности его взять. В салонах мобильной связи раздавали зарядные устройства и телефоны, чтобы люди могли связаться со своими родственниками.
Всё это – норма для каждого, а не подвиг. Если уж говорить о героях, то нельзя не вспомнить о добровольцах, которые получили смертельную дозу радиации, но не дали АЭС «Фукусима» превратиться во второй Чернобыль.
Меньше всего я хочу сказать всем этим, что японцы замечательные на фоне никудышных нас. Не бывает хороших или плохих народов, бывает хорошее или плохое воспитание. Правильно или патологически сложившиеся общественные отношения. Летние пожары в России показали не только, как всё прогнило в нашем королевстве. На фоне показухи, выброшенной на свалку гуманитарной помощи и работы из-под палки - были сотни добровольцев, приехавших со всех концов страны спасать погорельцев. Были миллионы, кто отправлял им деньги, вещи, продукты (другой вопрос, как всем этим распоряжались местные чиновники). Были и есть профессиональные герои из МЧС, которые спасают людей не только во время грандиозных костров, а ежедневно – это их работа, и они делают её хорошо.
Но на одних героях и спасателях далеко не уедешь. Перечитайте ещё раз верхний абзац. Если бы беда случилась на нашей земле – всё было бы именно так. Бывает, конечно, ещё хуже. Например, Гаити, где армии колдунов вуду противостоят подразделения людоедов, а криминальный передел гуманитарной помощи давно стал основой местной экономики. Географически Россия ближе к Японии, чем к Гаити. По многим другим признакам – где-то посередине.
Специалисты говорят, что Ставрополь находится в сейсмоопасной зоне. Пока беда нас минует, ещё есть время посмотреть на себя со стороны – и честно признаться, что мы к ней не готовы. Подвиг трудолюбивого японского народа должен стать хорошим примером для нас. Именно примером – а не поводом для злорадства, как у отдельных психопатов: мол, Господь их покарал за наши Курилы. Пока не пришлось учиться на своих ошибках.