Есть ли жизнь после 4 марта?
Станислав МаслаковУчастие в выборах – это не просто удобный повод отправить «наверх» сообщение и проявить пресловутую гражданскую позицию.
Можно заранее обвинить предстоящие выборы в нечестности, а организаторов – в масштабных фальсификациях. Или в «стимулировании» определённых групп избирателей выбрать нужного и правильного кандидата. Можно закрывать глаза на то, что подтасовки значительно осложнили прозрачные урны и камеры наблюдения. Которые, к слову, вовсе не означают, что голосование перестало быть тайным. Но не надо в этом случае пенять на недемократичность режима. Демос – это народ, ответственный за свою страну, он и есть власть.
Представленные на выборах кандидаты отражают если не все, то большинство настроений в обществе. Не нравится никто из них – в крайнем случае, и здесь есть возможность высказать своё мнение. Каждый настоящий голос нейтрализует минимум два сфальсифицированных – вот и вся арифметика. А вот проигнорировать выборы – это ВСЕГДА трусость и малодушие.
И ещё. Как бы ни прошло 4 марта, за ним будет 5, 6, 7 и, кстати, 8. Очень важно, чтобы мы не вцепились друг другу в глотки после выборов. Нормальная демократия – это когда люди не начинают ненавидеть друг друга за разные политические взгляды. Когда власть меняется благодаря тем самым выборам, за прозрачностью и легитимностью которых следят все избиратели.
Кто бы что ни говорил, всё зависит от нас самих. От каждого. И каждый несёт прямую и личную ответственность за то, какой будет страна после 4 марта.