Есть вызовы - есть ответы
- Валерий Вениаминович, в августе в Ставрополе президент Д.А.Медведев провел выездное заседание Совбеза России. Был дан ряд установок как правоохранительным органам, так и главам субъектов ЮФО. Какие шаги по реализации поставленных президентом задач предприняты после этого?
- Совещание, о котором вы говорите, было посвящено стабилизации социально-политической обстановки в Северо-Кавказском регионе и нейтрализации террористических и экстремистских угроз. Основная его часть прошла в закрытом режиме, и не всё доступно для комментариев. Но главная мысль, которой зарядил нас президент, - если соответствующая работа останавливается, начинают происходить серьезные происшествия. Поэтому - не терять бдительность, не снижать активность и, разумеется, не кивать на кризис, когда речь идет о решении острых проблем региона.
Есть силы, которые заинтересованы в дестабилизации обстановки на Северном Кавказе, создании здесь конфликтной зоны. Целая цепочка событий в Дагестане, Ингушетии, Чеченской Республике - тому подтверждение. Сохраняется сложная оперативная обстановка, которая влияет в том числе на Ставропольский край. Есть серьезные вызовы миру и стабильности, значит, должны быть адекватные ответы. И они есть.
Президент в августе обозначил нам восемь направлений работы, и среди них первым было названо улучшение межведомственного взаимодействия. Собственно, с этого мы в крае и начали. С лета заведена практика ежемесячных совещаний руководителей правоохранительных органов и силовых структур. Я собираю коллег у себя по текущей повестке. Никакой заорганизованности, полная сориентированность на деловой разговор по актуальным задачам, отработка совместных шагов и действий. А цель одна - чтобы в конечном итоге повысить эффективность применяемых на территории края сил и средств по противодействию преступности, экстремизму и другим угрозам. По общей защищенности территории края.
В соответствии с поручениями президента внесены коррективы в работу краевой антитеррористической комиссии, совета безопасности края. Главный их смысл - работа на упреждение.
А профилактику преступности и экстремизма надо начинать прежде всего с социально-экономического благополучия Кавказа. Всем понятно: жизненная неустроенность, бедность, безработица - питательная среда для асоциального поведения, для криминальных мыслей в головах. И именно это «основной фронт работы» для губернаторского корпуса, исполнительной власти субъектов. Не случайно так много внимания уделяется сейчас реализации антикризисных мер, и сама эта работа была обозначена как тест на профпригодность для региональных управленцев.
Что касается Ставропольского края, мы этот тест вполне выдержали. По крайней мере, авторитетное экспертное агентство «Эксперт РА» причислило Ставрополье к восьми регионам страны, которые в рейтинге финансовой устойчивости занимают позиции в так называемой «группе роста и стагнации». То есть «не падают» в отличие от остальных 90 процентов территорий, испытывающих спад финансовой устойчивости. Мы смогли стабилизировать ситуацию на рынке труда, не допустили накапливания долгов по заработной плате, выполнили в полном объеме все социальные обязательства, предусмотренные бюджетом. По основным макроэкономическим показателям рассчитываем завершить год не ниже предыдущего, 2008-го.
- И вот теперь как Вы в целом оцениваете ситуацию в крае с точки зрения угроз безопасности?
- Ситуация достаточно стабильная и контролируемая. Но есть очаги напряженности на территории соседних республик, и это держит нас в тонусе. Тем более что правоохранительные и силовые структуры края тесно взаимодействуют с коллегами из других южных субъектов, принимают участие в решении оперативных задач на их территории.
Тяжелым, например, оказался для нас октябрь. В ряде районов Ингушетии был введен режим контртеррористической операции, и наши ребята принимали в ней участие. Смогли выйти на боевиков, принимавших участие в подготовке взрыва республиканского МВД. Группа бандитов была уничтожена, и в край пришла благодарность от президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, высоко оценившего профессионализм наших спецподразделений. Но трое спецназовцев ФСБ тогда погибли, и это тяжело.
Слава Богу, в этом году «террористическая чума» обходит стороной Ставрополье. Надежно работает система антитеррористической защищенности. Хотя говорю об этом с большой осторожностью - не суеверный, но боюсь сглазить.
Что касается общей криминогенной обстановки, то в течение всего года сохранялась тенденция сокращения числа зарегистрированных в крае преступлений. В том числе на 4,4 процента снизилось по итогам десяти месяцев количество тяжких и особо тяжких преступлений. Снизился и причиненный ущерб - примерно на 37 процентов.
Но вместе с тем можно назвать десяток, если не больше, крупных, влиятельных людей, которые пострадали от криминала только в этом году! Это покушения на кандидата в мэры Кисловодска, руководителя концерна «Энергомера» и председателя комитета по имуществу Думы города Ставрополя, убийство главы Грушевского сельсовета и председателя колхоза-племзавода имени Чапаева Кочубеевского района. По сути, это попытка криминального давления на власть и бизнес края. Такие факты перечёркивают любую парадную статистику и свидетельствуют о просчетах и недоработках, в которых следует разбираться. И мы этим занимаемся.
- Ставрополье в этом году несколько раз «отличилось» молодежными конфликтами, с участием представителей различных национальностей. Что это всё-таки было: межнациональные трения или молодежные разборки, и каковы гарантии неповторения подобных эксцессов?
- Да, у нас в этом году в Степновском, Нефтекумском, Шпаковском и некоторых других районах накалялись страсти. В Туркменском районе ребята даргинцы и туркмены поссорились из-за девушки, в Иргаклах началось с того, что чья-то корова зашла в чужой огород. А в итоге всё закончилось потасовками, драками и 213-й статьей - за хулиганство. И верно подмечено - как правило, отличалась молодежь, «горячие парни».
Я общался со старейшинами разных диаспор. Они в один голос осуждают такие проявления и признают, что нет здесь никакой межнациональной розни, а просто недорабатывают они со своей молодежью, мало уделяют ей внимания. Это и я тоже признаю в отношении краевых структур, реализующих молодежную политику. Недорабатываем. Отсюда и молодежные разборки, и кулачный поиск правды, и всё остальное.
В Степновском районе летом, в первый день мусульманского поста, прошел примирительный форум. Собрались авторитетные представители всех национальностей, проживающих в районе, признали ошибки, извлекли уроки и договорились, что впредь все проблемы будут решать на общем совете, не доводя до уличных разборок. Это хороший пример для остальных.
Я сам вышел с инициативой создания в районах края советов мира и дружбы - местных объединений старейшин, общественников, авторитетных представителей диаспор. Чтобы был контакт и диалог между людьми, а не глухая стена непонимания. Чтобы мы все не забывали, что испокон веку бок о бок жили на нашей земле разные народы и всегда находили общий язык. Так что нам тоже нечего делить. Надо беречь мир и спокойствие в нашем доме, а не расшатывать его стены и фундамент, проверяя на прочность.
Сегодня мы все понимаем, что стабильность и спокойствие можно обеспечить только солидарными усилиями. Нельзя тут возложить все надежды только на милицию, спецслужбы и других силовиков. Помимо силовых методов должны быть активные миротворческие усилия самого общества, надлежащая работа с молодежью, укрепление духовно-нравственных основ, уважение друг к другу.
Надо предложить нашей молодежи ту идеологию, которая проверена веками. То, на чём стоят наши традиционные религии, богатая культура России и Северного Кавказа. Причем не стоит ждать, когда молодежь придет и спросит. Надо самим идти к ней, входить в её среду и учить доброму и вечному. Я именно на такую, активную, наступательную тактику настраиваю своих подчиненных - тех, кто отвечает за молодежную политику.
Со следующего года Ставропольский край входит в федеральный образовательный эксперимент. В наших школах появится предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Это президентская инициатива, и она нацелена как раз на то, чтобы повысить уровень духовности и морали в молодежной среде. Это, по сути, стратегический ход для неповторения тех эксцессов, которые мы прошли в 2009 году.
- Ставропольский край стал первым в новейшей истории страны, кто пострадал от массового захвата заложников. Имею в виду буденновскую больницу в 1995 году. Потом, к сожалению, были «Норд-Ост», школа в Беслане. И это заставляет обратить внимание на защищенность социальных объектов, мест массового пребывания людей. Что в крае делается для этого?
- Первейшая задача для неповторения Буденновска, Беслана и Дубровки - это, конечно, изживать терроризм как явление. Ну а пока он нам угрожает, мы, безусловно, должны думать о том, как защищены наши школы, больницы, рынки, вокзалы. И мы в этом плане серьезно работаем.
Если два года назад только 65 общеобразовательных учреждений края имели кнопки экстренного вызова, то теперь их 153. В 26 краевых школах-интернатах и семи детских домах установлены системы видеонаблюдения. До конца года 30 таких систем получат муниципальные образовательные учреждения.
Более семисот учреждений здравоохранения края имеют пропускной режим доступа на территорию. Из них треть охраняется непосредственно органами внутренних дел, ещё треть - частными охранными структурами, остальные - ведомственной охраной. Три четверти учреждений имеют тревожные кнопки, примерно 25 процентов оснащены камерами видеонаблюдения.
Системы видеонаблюдения установлены на всех вокзалах, станциях, посадочных платформах и железнодорожных мостах железнодорожной ветки «Минеральные Воды - Кисловодск». Ими оборудованы и кавминводские электрички, потому что, к сожалению, у края был печальный опыт подрыва электропоездов. Кроме того, ОАО «РЖД» дополнительно по своей инвестиционной программе реализовало у нас «пилотный» проект по созданию четырех диспетчерских центров мониторинга видеоинформации на станциях Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Минводы. Большинство железнодорожных вокзалов также оснащены стационарными металлоискателями. Приняты меры к удалению стоянок автотранспорта на безопасное от вокзалов расстояние.
Всех мер защищенности социально значимых объектов я перечислять не буду, по понятным причинам. В рамках работы краевой антитеррористической комиссии мы постоянно рассматриваем такого рода вопросы. В крае реализуется ряд целевых программ и планов, направленных на профилактику террористических и экстремистских угроз. Даже в сложных экономических условиях мы сохранили их финансирование.
Жизнь много раз доказывала: как только ослабевает бдительность - разрастается опасность. Поэтому нельзя считать, что раз меры приняты - мы все застрахованы от угроз и опасностей. К сожалению, это не так. Безопасность требует ежедневных усилий как со стороны тех, кто занимается ею по роду своей профессии, так и со стороны самих граждан, населения. Поэтому я, пользуясь возможностью, хотел бы призвать жителей края к бдительности.
Чем злее замыслы преступников, тем жестче должна быть наша реакция, наш ответ - и федерального центра, и региональных властей, и всех здоровых сил общества.
Беседовала Елена Михина.