«Давайте я вам сейчас прочитаю?» — сказал в конце совместного заседания двух комитетов Госдумы СК заместитель министра имущественных отношений Сергей Докукин. Имея в виду экономическое обоснование идущей уже вовсю в крае реорганизации дорожной отрасли. В рифму составлено, наверное. Может, на музыку положить? Будет та еще песня.
Более двух месяцев назад законодатели разных политических пристрастий обратились к губернатору Александру Черногорову с просьбой: приостановить реорганизацию отрасли и представить к 1 августа технико-экономическое обоснование (ТЭО) укрупнения районных ДРСУ до 10 кустовых предприятий. Ведь с самого 21 мая, когда было объявлено о его начале, против выступили руководители и коллективы управлений, муниципальные власти, опасаясь уменьшения налогооблагаемой базы, сокращения объемов работ и рабочих мест. А на селе, известно, какая безработица, отсюда и не прекращающийся отток в город квалифицированных и потенциальных кадров для СХП, в целом угроза уничтожения деревни. Более того, многие главы МО стали заявлять о желании и готовности создать на базе ДРСУ муниципальные унитарные предприятия. Дороги им в собственность передали, а положенных по 131-му Закону о МСУ 35% трудовых ресурсов и техники дорожно-строительных управлений «зажилили». А после реорганизации и вовсе на подведомственных дорогах можно крест поставить (об отношении коллективов, руководителей ДРСУ и МО края к реформированию отрасли читайте в «ВС» № 14 от 7 августа 2007 г. – Ред.).
Короче, народных избранников вполне закономерно интересовало: каковы цели и задачи проводимой реорганизации, социальные последствия, что получим на выходе? Бизнес-план, в общем. Ведь преобладающее большинство нынешнего депутатского корпуса прошли серьезную школу реальной рыночной экономики и на собственном опыте знают, чем порой оборачивается управленческое «авось». А тут революция в масштабах региона, пусть и «мнимая», с точки зрения начальника краевого упрдорхоза Василия Чиркова.
«Приведите меня к нему, я хочу видеть этого человека!» – вспомнил в ходе заседания строчку из поэмы Есенина «Пугачев» его ведущий – председатель комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности ГД СК Борис Оболенец. Г-на Чиркова, словно героя анекдота про неуловимого Джо, в лицо не видели ни разу почти все депутаты профильных комитетов. А как хотели бы познакомиться! И на сей раз в Думу не явился – прислал заместителя Владимира Акинина, который сразу оговорился: я инженер, технарь, экономические и управленческие дела – это не ко мне.
Не смог он и объяснить, почему реорганизация проходит стахановскими темпами, и лишь в конце июля упрдорхоз края решил письменно опросить руководителей и коллективы ДРСУ о том, что они ожидают от укрупнения и каковы их предложения? Иными словами, ТЭО у него под рукой не оказалось, хотя на календаре значилось 7 августа.
– Чирков бывший повар, чего вы от него хотите услышать? – обратился к коллегам председатель комитета по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ Госдумы края Евгений Письменный, напомнив о славном прошлом главного дорожника края, работавшего директором треста столовых и ресторанов. – Профессионалов разогнали, вон Маслов сейчас «Краснодаравтодор» возглавляет! Что, не угоден оказался, воровать мешал? Вам бы только растащить край и смыться до того, как за руку схватят. Предлагаю спросить у руководителей правоохранительных органов на ближайшем заседании Госдумы о ходе рассмотрения материалов Счетной палаты о приписках и нецелевом расходовании бюджетных средств в дорожном хозяйстве Ставрополья!
Коллегу поддержал депутат Г. Афонин, побывавший накануне на собрании коллектива в Кочубеевском ДРСУ, передал его настоятельную просьбу – приостановить реорганизацию.
– Речь идет не столько о ней, сколько о капитализации кустовых предприятий, чтобы они имели большую конкурентоспособность перед частными фирмами при участии в конкурсах на получение госзаказа, а ДРСУ в виде филиалов могли зарабатывать и централизованно получать новую технику. Сокращения штатов не планируется, — принялся разъяснять позицию правительства СК заместитель министра по имущественным отношениям С. Докукин.
– Как вы проводите конкурсы, мы уже знаем! Сначала довели ДРСУ до банкротства, отдав единым лотом весь госзаказ на строительство, ремонт и содержание дорог в крае Шпаковскому ДЭСУ-2, управление казенные деньги растащило, а теперь говорите о спасении управлений и капитализации, — продолжал возмущаться Евгений Письменный.
– А что будет с налогооблагаемой базой муниципальных образований в связи с приказом Чиркова о возможном сокращении штатов, под которым должны расписаться все работники ДРСУ? – спросил представителя ПСК заместитель председателя Госдумы СК В. Коваленко.
– Это обычное требование закона при любой реорганизации, — ответил Докукин.
То есть вопрос о том, будет-таки или нет сокращение штатов в ДРСУ в результате реорганизации, повис в воздухе. Недаром в ряде управлений оно под сурдинку началось, а в иных из-за непредсказуемого будущего подали заявления об уходе «по собственному желанию» десятки специалистов. Туман сгустился окончательно, когда заместитель министра финансов СК Т. Шагинян сообщила о том, что, по их расчетам, если объемы работ останутся прежними и количество сотрудников ДРСУ останется на старом уровне, налогооблагаемая база муниципальных образований в ходе перемен ничего не потеряет. На вопрос: если процесс развернется по другому сценарию, финансист ничего сказать не могла. Потому как данных об эффективности в случае укрупнения субъектов отрасли, потерях, источниках финансирования реорганизации и прочих данных не имела. Равно как и С. Докукин (пытавшийся в начале своего выступления перечислить пожелания и требования к дорожникам от Правительства РФ до Президента России, но был остановлен словами «ближе к делу») ТЭО реорганизации представить не смог. Уже в конце заседания двух комитетов, когда депутаты приготовились голосовать за постановление, заместитель министра по имущественным отношениям СК смилостивился и возжелал прочитать из папочки некую таблицу с графами и цифрами. Что вызвало, как можно догадаться, определенную реакцию депутатов.
Добавим: завтра – последний срок подписания передаточной ведомости всем подлежащим реорганизации ДРСУ, назначенный упрдорхозом. Права ее приостановить народные избранники не имеют, потому не согласным с ней участникам процесса предложено подавать заявления в прокуратуру и иски в суд. Кстати, несколько там уже находятся: от райсоветов Кочубеевского, Благодарненского, Курского и других МО. Такая у нас нынче жизнь: третья ветвь власти – самый главный арбитр исключительно по всем вопросам.
Наталья ИЛЬНИЦКАЯ.