Это длинный путь
Наталья БуняеваПосле выхода публикации о десятилетии Спасо-Преображенского реабилитационного центра для наркозависимых нам позвонили множество раз. Кто-то благодарил, кто-то задавал вопросы по хозяйству, а кто-то возмущался. Вопросов много, и все почти об одном и том же: как попасть, сколько платить, как заставить, если он слышать не хочет?
Итак, начнем по порядку. У меня в гостях Гурген Калустьянц, руководитель центра в Темнолесской. Он и ответит на все вопросы.
- Гурген, здравствуйте! Вот несколько звонков, самых, на мой взгляд, сложных: мой сын, племянник, еще кто-то, не пробыв и месяца, убежал?
- Да. Убегают. Но давайте разберемся: а кто к нам идет? Чаще всего это люди плохо замотивированные. То есть он вроде хочет избавиться от зависимости, а вроде и нет... Наркотик — такая штука, запросто не отпустит. Для начала необходимо хотя бы два месяца жить ТОЛЬКО по правилам центра. И мы просто можем не успеть в эти кризисные два месяца сформировать мотивацию. Первые дни уходят на привыкание к новому месту жительства. С которым, по сути, уже никогда не расстанешься: будут проходить годы, но все равно наши ребята приезжают сюда. Кто в гости, кто по делам, а у кого-то срыв случился... Идут-то к нам не семилетние дети, а вполне взрослые люди. А тут — распорядок, простейшая наука жизни: убрать за собой, умыться... На самом деле это очень сложно. И нам с ними, и тем, кто пришел,- с нами.
А чаще всего — наркомана, уже плохо соображающего, где он и что с ним, к нам подбрасывают. Он не был у наших психологов (бесплатных), с ним не разговаривал священник. А родители — это вообще наша головная боль: почему-то они не считают себя ответственными за свое дитя. А ведь сначала надо бы послушать всё родителям: зайти к нам в ресурсный центр, пообщаться со специалистами. Там обязательно всегда присутствуют и ребята, давно расставшиеся с наркотиками. В общем, есть возможность как-то направлять поступки людей, учить их правильной жизни. Знаете, бывает, парень уходит от нас, а потом снова возвращается: не могу дома. Начинаем беседовать, а все просто: сели ужинать, он один лоб перекрестил, остальные ухмыльнулись... Вот и вся философия.
- Как найти ресурсный центр и с кем общаться?
- Ответ очень простой: переулок Школьный, 12. Это в районе Нижнего рынка. А уж с кем там общаться — проблем нет. Центр работает полный рабочий день. Плюс ко всему есть телефон «горячей линии», круглосуточный - 8-928-321-11-42. Если же переезд невозможен из-за состояния родителей или самого наркомана, тогда наша «мотивационная» группа выедет по адресу. И, возможно, не один раз.
- Сколько сегодня стоит месяц пребывания в центре?
- Центру один наркоман обходится примерно в 18 тысяч рублей. Но платят нам, как-то даже неловко говорить, кто сколько может. Кто-то пять тысяч, кто-то семь. Редко — 10. Сынок или дочка уже обобрали родителей, откуда у них?.. «Бесплатных» — 70 процентов. Все остальное покрывает субсидия. Ее пришлось выбивать долго, но все-таки получилось. А иначе давно бы уже закрылись: мы содержим на полном обеспечении брошенных стариков, лиц без определенного места жительства. К примеру, в Темнолесской практически все живут бесплатно. Но за месяц нужно платить 110 тысяч за коммунальные услуги. А еще 10 филиалов... Специалистам нужно платить, за питание — платить, купить какую-то приличную одежду... И пока все покрывает субсидия от государства.
- На сегодня опыт Спасо-Преображенского реабилитационного центра признан лучшим в России. И сейчас ваша программа является «пособием» для тех, кто хочет реально бороться с наркоманией.
- На основании наших программ в России создается целая система по ресоциализации наркозависимых. То есть — мы не просто реабилитируем человека и он отказывается от наркотиков. Этот путь не всегда был эффективным. Но если вслед за реабилитацией идет социализация, то тогда наркоман встраивается в жизнь, находит работу, женится или возвращается в прежнюю семью, к детям... И, как правило, все у него хорошо. Сейчас у нас практически нет «уходов» без причины. Ну, если уж тяга непреодолима и наши методы исчерпаны, тогда да, все равно уйдет. Очень важна семья. Не работает семья с нами — не будет толку от их чада.
- К вам в гости теперь многие ездят…
- За десять лет кто только не побывал у нас: то глава сельсовета, то знакомый священник, то еще кто-то. А когда мы встали на ноги, у нас в гостях перебывали, наверное, все, кто так или иначе заинтересован в нашей работе. И наши борцы с наркоманией, и из Москвы приезжали, и из-за границы.
Спасо-Преображенский центр на территории станицы Темнолесской недавно посетил временно исполняющий обязанности губернатора края Владимир Владимиров с заместителями и депутатами Думы СК.
Владимир Владимирович оценил наше стремление увеличить сельхоздеятельность. У нас и так уже созданы обширные сельскохозяйственные угодья. Реабилитанты в центре сами обеспечивают свои потребности – в теплице выращивают овощи, зелень, грибы. Есть «столярка». Он нам, кстати, как глава региона, подарил мотоблок для более эффективной работы. Но самое главное – Владимир Владимиров подчеркнул, что исполнительная власть края намерена оказывать реабилитационным центрам для наркозависимых разностороннюю поддержку. В бюджете Ставрополья на 2014 год объем расходов на эти цели увеличен – он составляет более семи миллионов рублей.
- И планы на будущее?
- Они неизменны: все так же вытаскивать людей, попавших в эту страшную беду. Нужно достроить храм в центре: остались еще роспись, отделка... Храм, напоминаю, был выстроен руками наших воспитанников.
Хотим выстроить большой коровник, оснастить его современными механизмами и включиться в продовольственную программу края. Очень хочется, просто очень, чтобы парни, которые были в плохом состоянии и оставили жен и детей, восстанавливали отношения. Мы для детишек, которые тут постоянно бывают: к папе приезжают, построили детскую площадку. Наши ребята хотят быть, как все: счастливыми, здоровыми и любимыми. И для этого делают все возможное и невозможное.