Федеральные университеты как способ выживания
СКФУ стал восьмым федеральным университетом в России. Программа их создания реализуется уже шестой год, и вполне можно делать первые выводы о том, насколько она оказалась успешной.
Концепция федеральных университетов возникла не от хорошей жизни. С одной стороны, количество вузов в стране запредельное, с другой - качество выпускаемого ими «продукта» всё хуже. Даже лучшие российские университеты стремительно ползут вниз в мировых рейтингах. Добил ситуацию и демографический кризис: абитуриентов становится всё меньше, предложение уже превышает спрос. Добавьте к этому чудовищный перекос в специальностях (хрестоматийное: выпускается тьма никому не нужных юристов-экономистов, в то время как остро не хватает инженеров) и превысившую все допустимые масштабы «вертикальность» страны, когда единственный шанс получить мало-мальски приемлемое образование и достичь чего-то в жизни есть только у жителей столицы и тех, кто туда уехал.
Федеральные университеты, в теории, решают все эти проблемы. В первую очередь, в регионах создаются точки роста: образовательные и научные учреждения мирового уровня, ничем не уступающие ведущим вузам Москвы и Санкт-Петербурга. Они должны привлекать лучшие кадры и предоставлять им достойные условия. Так как федеральные университеты создаются путём слияния нескольких существующих вузов, общее число мест в них сокращается, зато все ресурсы (включая и лучших преподавателей, и огромные денежные вливания) сосредотачиваются в одном месте. Они создают новые конкурентные условия, в которых другие региональные вузы должны либо поднимать планку и начать-таки давать не только диплом но и знания, либо попросту исчезнуть.
Флагманы
Первыми были созданы Сибирский федеральный университет в Красноярске и Южный - в Ростове-на-Дону. Они же стали наиболее успешными из федеральных университетов и делят 9-е и 10-е места в рейтингах российских вузов. Правда, если для первого это безусловное достижение, ситуация с ЮФУ пока не до конца ясна.
СФУ - безусловная гордость авторов программы. Он создан на базе четырёх ведущих красноярских вузов (середнячков по российским масштабам) и стал не просто их совокупностью, а качественно новым образованием. Помогли ему и своевременное «попадание» в концепцию регионального развития Красноярска, и особое внимание властей к медленно вымирающей Сибири, и пробивной характер тогдашнего губернатора Хлопонина (который вскоре переехал на Кавказ и здесь также стал лоббировать идею создания федерального университета). Помимо научных достижений СФУ может похвастаться великолепным кампусом, новыми корпусами и реальным сотрудничеством с бизнесом и промышленностью. В мировых рейтингах СФУ пока во второй тысяче - университетские традиции и статус складываются веками. Но он единственный может похвастаться столь завидной динамикой развития, что даже мощнейшему Новосибирску пришлось подвинуться с пьедестала научно-образовательной столицы Сибири.
ЮФУ по всем параметрам соперничает с ним на равных. Создан тогда же, денег получил столько же, места в рейтингах делят соседние. Разница лишь в том, что создан он на базе не заштатных вузов регионального значения, а прославленного Ростовского университета, который считался одним из лучших ещё в те далёкие времена, когда наша страна была не просто большой, а великой, как и отечественное образование. У него богатая история, хорошая репутация и множество программ. Единственным важным «прибавлением» стало присоединение Таганрогского «политеха», тоже довольно сильного вуза. В итоге это объединение стало самым малозаметным в истории отечественного университетостроения. Почти те же корпуса, программы и кадры - только вывески другие. Да ещё масштабный долгострой университетского кампуса.
Столь же малозаметны стали перемены и в Уральском федеральном университете. Екатеринбург - богатый и амбициозный город, людей привлекает таких же. Дополнительные миллиарды государственных денег, конечно, никому не мешают, но здесь они лишь ускорили и без того идущий в нужном направлении процесс.
Спасаем периферию
Остальные пять университетов менее масштабны в абсолютных показателях, зато более важны для поддержки регионов, в которых они созданы. Дальневосточный в Хабаровске, Северный (он же Арктический) в Архангельске, Балтийский в Калининграде, Волжский в Казани, Восточно-Сибирский в Якутске - первые три «держат» окраины страны, а два других помогают контролировать вечно проблемные национальные автономии.
У каждого из них своя специфика. Балтийский университет имени Иммануила Канта позиционирует себя как в первую очередь европейский вуз - географическое положение и многовековая традиция вуза, созданного в другие эпохи другими народами, обязывает. Казанский университет тоже не обижен историей и статусом. И несмотря на достойнейших конкурентов из приволжских мегаполисов, статус федерального получил именно он. Это отличает регион от Сибири, где выбрали всё же Красноярск, а не более мощный Новосибирск. Но в данном случае, очевидно, немаловажным оказался национальный вопрос. Федеральные университеты учреждает и полностью контролирует федеральное же правительство, и привязать таким образом республику дополнительной нитью будет явно не лишним.
То же самое можно сказать и о небольшом Северо-Восточном федеральном университете в Якутске. Впрочем, здесь он решает и более вопиющий вопрос оттока молодёжи из региона. Как и Дальневосточный и Арктический университеты. Последний призван изменить имидж депрессивного Архангельска, откуда люди бегут из-за холода, безнадёги и бестолковых властей, сочетающих хозяйственные провалы с мракобесными инициативами. Зато теперь там появился мощный университет с невиданным бюджетом и амбициозными планами главного арктического вуза планеты.
Где мы?
Какое место в этой системе достанется Северо-Кавказскому федеральному университету? Регион наш во многом уникален. Он находится на периферии страны, как Калининград или Архангельск, национальная ситуация куда сложнее, чем в Татарстане и Якутии, а вот безусловного университетского центра нет. Вузы Ставропольского края и республик пребывают в лучшем случае в середнячках общероссийских рейтингов. Поэтому нам выбрали «красноярский» вариант. С одной стороны, наш регион единственный показывает прирост населения, с другой - явно не по качественным показателям. Большинство способной и амбициозной молодёжи старается перебраться в столицы или близлежащие мегаполисы.
Всё это делает создание федерального университета именно в Ставрополе жизненно необходимым для будущего нашего города. Он станет едва ли не единственным центром развития и точкой притяжения для активной молодёжи - с одной стороны, а с другой - очагом светской культуры и науки, образовательным центром мирового уровня, который должен войти в пятёрку ведущих вузов страны. Сегодня всё это выглядит фантастикой. Но, судя по опыту других федеральных университетов, хотя бы на частичный успех мы можем рассчитывать.
Подробнее о программе развития СКФУ и его новом ректоре читайте в материалах Ярослава Распутина и Никиты Пешкова.
Станислав МАСЛАКОВ.