ФГОС — вот вопрос!
С 1 сентября 2010 года приказом министра образования РФ Андрея Фурсенко преподавание в начальной школе будет вестись в соответствии со стандартами нового поколения. Правда, их вводят пока не везде, а там, где есть к тому условия. В нашем крае ФГОС повсюду будут введены с 2011 года, но уже сейчас ведется много предварительной работы.
Лицей № 14 г. Ставрополя был выбран «экспертом» государственного эксперимента по апробации стандартов второго поколения. Это означает, что здесь «попробовали ФГОС на вкус» и поняли: это нравится! Не только учителям, но и ученикам.
О ходе эксперимента рассказывают сегодня читателям «Вечерки» Валентина Тихоновна Лубенцова, заместитель директора лицея по УВР, учитель начальных классов высшей категории, почётный работник общего образования РФ, и Гюльзар Исхаковна Самакаева, учитель начальных классов высшей категории, отличник народного образования.
Развитие — это самооценка и самоконтроль
Рассказывает Валентина Тихоновна Лубенцова:
– Теперь в начальной школе детей будут не только учить чтению, письму и математике, сколько развивать. Как? Мы уже это делаем, используя инновационные технологии обучения: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие и так далее. Учителя для этого активно пользуются медиатекой, Интернет-ресурсами, ведут мультимедийные занятия по предметам, электронные энциклопедии. Все это делается затем, чтобы развить, пробудить интеллектуальные способности и активизировать нестандартное мышление ребенка, привить ему навыки самостоятельной исследовательской, познавательной деятельности - через самоконтроль и самооценку. Именно в этом направлении помогают нам работать стандарты второго поколения.
Первоначально в рамках эксперимента было предложено использовать 10 часов в неделю для проведения дополнительных занятий. Учителя пробовали вести их в разных вариантах: кружки, развивающие игры, состязания, интеллектуальные «карусели» и т. д. И пришли к выводу, что проблемы современного ребенка можно успешно преодолеть через проектную деятельность. Для этого мы смогли использовать школьные ресурсы, возможности микрорайона, привлекли педагогов-новаторов дополнительного образования, увлекли родителей и использовали родительский потенциал в процессе обучения детей.
Например, учитель высшей категории Ирина Васильевна Ширяева работает в естественно-научном направлении. Работая над проектом, она старается проявлять особый такт, деликатность, чтобы не навязывать ученикам свои знания и умения, а дать им возможность самим искать различные источники информации. Тема их проекта «Наша планета Земля». В несколько этапов учителем были проведены экскурсии в музеи и на завод, представлены презентации. Совместно с ребятами выпущены буклеты «Самое, самое на планете Земля» и стенгазеты. В них - личные впечатления и наблюдения детей, итог работы со справочной и специальной литературой. Получились у лицеистов самые первые серьезные исследовательские работы! Компетентное жюри (А. В. Шестакова, доцент кафедры естественно-географических наук СГУ, и студенты старших курсов) высоко оценило работу детей, поощрило и наградило учащихся поездками по краю.
Проект «Ключи к здоровью» разработала и подготовила учитель высшей категории Елена Александровна Лемешонок. Он был рассчитан на весь период нахождения ребенка в школе первой ступени. Чего только не было придумано и сделано - тренинги, беседы, уроки здоровья, экспертизы условий местности и т. д.! Причем ставку педагог делала и на сотрудничество с коллегами, детьми и родителями. Вот и вышло, что столь трудный этап работы над проектом – сбор информации – стал самым увлекательным и интересным. Каждая группа детей выбрала свою тему для исследования. Особенно интересными оказались в первом классе «Мой дом – мой друг», «Я и другие Я»; во втором - «Фотовыставка здоровья», «Здоровье природы».
Как «защищали» сказку
Гюльзар Исхаковна Самакаева убеждена: знание родного языка, старинных обычаев и традиций всегда помогает ребенку в осознании своей роли наследников материальных и духовных ценностей русского народа.
– Я веду эстетическое направление в проектной деятельности, - говорит Гюльзар Исхаковна. - На основе классических сказок Пушкина мы с детьми изучили историю русского народного костюма, нашли исторические источники сказочных событий, связали географию сказок с современной картой России и Европы, научились шить, вязать, вышивать, овладели техникой бисероплетения.
Каждая группа ребят выбрала особую форму «защиты» своей сказки: театрализованное представление - кукольное и костюмированное, ролевая игра, выступление с музыкальным сопровождением и пантомиму. Творческая защита вылилась в прекрасный литературный праздник, который дети назвали «Бал пушкинских героев»...
P. S. В 14-м лицее убедились, что новый стандарт требует отличной подготовки кадров, высокого уровня материальной и информационной оснащенности. На такие изменения нужно время, поэтому «начинать потом» будет поздно. Когда в лицее это осознали, то постарались максимально переориентировать распределение финансовых средств: за счет оказания платных образовательных услуг, привлечения родительских средств появились так называемые кабинеты-трансформеры. В первой половине дня кабинет работает на инвариантную часть учебного плана, во второй – на внеучебную деятельность. В лицее понимают: много еще предстоит сделать, но учителя рады, что благодаря участию в эксперименте были глубоко погружены в эту работу заблаговременно...
Над материалами, посвященными Году учителя, работали журналисты «ВС» Лариса РАКИТЯНСКАЯ, фотокор Юрий РУБИНСКИЙ, Елена Никифорова,
Сергей АГАФОНОВ, работники управления образования администрации г. Ставрополя, учителя и руководители школ города.