Философия жизни
Василий Скакун
Нет на Земле человека, который бы не был философом самому себе.
Практически каждый из тех, кто в свое время заканчивал вуз, непременно сталкивался с рядом наук, несущих некую философию. В наше советское время мы изучали марксистско-ленинскую философию. Но затем, когда лицом к лицу столкнулись с правдой жизни, то оказалось, что этот посыл сам по себе работать не хочет, так как из большого количества некачественного кирпича никак не удавалось вытащить искомое качество. Необходимо, как оказалось, осмысленное повторение (чего угодно), но с постоянным творческим нацеливанием на улучшение продукции, но платили все равно за количество битого кирпича, а хорошего в том же объеме делать никак не получалось - опять тупик! И сложилась формула, что плохое или неправильное повторение дает плохие или неправильные результаты.
Но все это – разнообразие философских направлений – касалось в основном либо принципов производственных отношений, либо возможностей стратегического направления: как развернуть корабль жизни неких африканских стран, чтобы из феодального общества перепрыгнуть в коммунистическое завтра, минуя капитализм. Что из этого получилось, видно сейчас невооруженным взглядом.
Как нам с вами понимать ту самую философию, но в прикладном, обыденном порядке? Наверняка это выработка неких теоретических направлений, способствую-щих достижению неких практических результатов. Ну, например, собирается хозяйка на базар и на листке пишет, что ей надо купить для борща: картофель, капусту, лук, морковь и т.д. И если какого-то компонента не окажется в кастрюле, то борщ окажется не столь вкусным – вот тебе и философия хозяйки.
Теперь обратим свой взор на философию родителей в вопросе воспитания подрастающего поколения: чем наделяют они своих детей, какими навыками и качествами, необходимыми для жизни? Одним из основных оказывается изучение иностранных языков. Зачем? С надеждой либо на достойную работу во взрослости с достойной зарплатой, либо, если повезет, то и с прицелом на ПМЖ (постоянное место жительства). На втором месте искусство (балет, танцы, музыка, живопись), а вдруг у ребенка есть талант - и тогда... И на третьем месте спорт – вначале надо проверить ребенка на престижных видах (теннис, хоккей, фигурное катание, футбол), а вдруг, и тогда... Ну, уж если, извините.., то ладно, пойдем в единоборства, чтоб за себя хоть постоять смог, если что. Схема, то есть философия выбора будущего, работает именно в таком соотношении и в такой последовательности.
Но самая большая задумка всех мам и пап, бабушек и дедушек в том, чтобы их ребенок был счастливым – главный философский посыл в этом. А все навыки, приобретаемые в детстве во всех кружках и секциях, видятся родителям как некие базовые приоритеты, успешность которых затем во взрослой жизни и позволит стать счастливым человеком. Однако можно ли напрямую провести параллель между многоязычием и счастьем, стать выдающимся пианистом или скрипачом и пребывать в состоянии гармонии со всем миром или, наконец, стать чемпионом всего и вся и быть одновременно человеком с большой буквы. Однозначно нет, потому что все средства, которые, по мнению родителей, должны приводить детей к искомому результату, - это сферы материального мира, а счастье – это продукт духовного плана, и их запрячь в одну телегу даже при самом большом желании просто невозможно.
По этой же причине не состоялся и коммунизм с его главной формулой: «Бытие определяет сознание». Бытие – это средства материальной субстанции, а сознание (со-знание) – это духовность в чистом виде. Каким бы ни был незаурядным Карл Маркс, но здесь он явно дал мимо: это формула с бытиём могла работать только наоборот, в случае, когда сознание бы определяло быт. Тем более при этом, одномоментно сделав всю страну воинственными атеистами, хотели без Бога с внешнего мира перепрыгнуть во внутренний – вот и провалились в болото между ними, где успешно и находимся по настоящее время.
Есть такая притча. «Слепил Бог человека из глины. И у Него осталось немного глины. Бог спросил человека: «Что тебе еще сделать?». Человек посмотрел на себя – вроде бы все есть, подумал и сказал: «О, Боже, слепи мне счастье». Бог улыбнулся, протянул ему остаток и сказал: «Слепи его сам».
То есть получается так, что счастье или, попросту говоря, удовлетворенность жизнью – это те категории или познания, которых не найти ни в учебниках английского языка, ни в музыкальной школе, ни на теннисном корте. Оказывается, что его там просто нет вне зависимости от качества диплома, титула лауреата или поставленного рекорда. Естественно, внешние победы способны приносить радость, но радость - это та птичка, которую не посадишь в клетку, тогда как счастье – это не-кая стабильность, причем не зависящая от квадратных метров жилья, количества денег и политической обстановки в стране.
Но тем не менее мы все не можем не придерживаться той самой поговорки, что рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше, и это посыл трудно поменять на что-либо более объективное. Все дело в том, как или чем воспринимать это «лучше», через какие очки на него смотреть. У каждого из нас по двое очков – одни для созерцания материальной жизни, и, сравнивая себя с другими, мы постоянно желаем и стремимся все к лучшему и лучшему. И абсолютное большинство населения планеты живут, именно видя мир через розовые очки (в Китае зависть называется болезнью красных глаз), используя принцип «Лишних денег не бывает». Однако Жан-Жак Руссо как-то заметил: «Пусть все имеют достаточно, и никто не имеет слишком». Быть может, и верно говорил знаменитый философ, но судьи кто по определению этого «слишком», ведь, кроме личной совести, иного не найти. Но вот что интересно. Надевая эти розовые очки, мы лишаемся права быть счастливыми людьми, так как они постоянно заставляют нас в поте лица искать и искать это «лучше», невзирая на препоны, запреты и совесть. Но как только ущемлены права совести, тут же совесть перекрывает канал счастья – вот какая незадача.
Вторые очки, зеленого цвета, - это очки духовности, как раз той отрасли, где и обитает счастье. Послушаем в этой связи святого Франциска Сальского, который всю жизнь не снимал этих зеленых очков: «Я хочу очень немногого, а того, что хочу, хочу не так сильно. Я почти ничего не прошу, но случись мне снова родиться, то не просил бы совсем ничего. И лучше всего для нас будет не просить ничего и не отвергать ничего, оставив себя на попечение Божественного Провидения, не тратить время попусту на желания, имея волю лишь к тому, чтобы Воля Божья проявлялась в нас».
И не надо пугать детей духовностью, ведь это просто не ломать веток деревьев, не обижать животных, не обрывать цветы, не быть жадным в песочнице, помогать маме, рисовать небо и звезды, подкармливать зимой птичек на подоконнике, не топтать муравьишек, утром здороваться с Солнышком, а вечером благода-рить его за теплый день, не бранить погоду, и продолжать можно и нужно.
Никто не говорит, что надо бросить занятия английским языком, балетом и теннисом, но то, о чем мы писали выше, и что называется той самой духовностью, оно значительно важнее для тех самых малышиков, которых родители хотят видеть счастливыми людьми.
Вот такая философия жизни, а все остальное – это мой и твой выбор.