Физкультура – мощное средство воспитания
Валерий МанинНа общем неприглядном краевом уровне некоторым диссонансом выглядит определенное оживление физкультурной жизни в краевом центре. Впервые за долгие годы здесь существенно увеличен спортивный бюджет. Изменилась и физкультурная политика в городе. Приоритетным определено развитие детского спорта, в первую очередь, школьного. И сразу в нескольких общеобразовательных учреждениях заметно активизировалась физкультурная работа. В их числе оказалась и средняя школа №27.
- Я не согласна, - говорит директор СОШ №27 Ирина Кувалдина, - что только в этом году наша школа стала уделять внимание физикультуре, хотя лично мне, как человеку всего три года возглавляющему коллектив этой школы, данное утверждение было бы на руку: мол, пришла, и сразу дело сдвинулось с места. Но истина дороже. В 27-й школе хорошие спортивные традиции.
- С чем это связано?
- Прежде всего, с наличием хороших специалистов, увлеченных своим делом. В нашей школе они есть. В первую очередь это касается почетного работника образования Российской Федерации Виктора Павловича Ширяева, который работает со дня основания школы, Сергея Борисовича Оруслаева, отработавшего у нас более десяти лет, и преподавателя ОБЖ, отличника просвещения России подполковника в отставке Анатолия Ивановича Найденко…
- Простите, Ирина Владимировна, но сейчас наличием квалифицированных физруков никого не удивишь, а спорт между тем во многих школах влачит жалкое существование. Видимо, дело не только в уровне образованности преподавателей физкультуры?
- Конечно, нет. Вы упустили вторую часть качества, характеризующего именно наших физруков, – увлеченность своим делом. Понимаете, основой физкультуры в общеобразовательных школах являются так называемые тесты. Это достаточно сложный комплекс, на освоение которого требуется немало времени. Дети в силу специфики своего организма не любят постоянное повторение одного и того же. Поэтому у многих быстро пропадает желание работать над освоением этих самых тестов. А с падением интереса к теме урока неизменно падает интерес и к самой физкультуре. Значит, надо ребят заинтересовать, и наши физруки это делают отлично.
- Каким образом?
- Да через секционные занятия. Поверьте, в нашей школе после окончания занятий жизнь не замирает. Спортивный комплекс, в который помимо плоскостных сооружений и стрелкового тира, входят два спортивных зала – один игровой, а второй специализированный, борцовский, функционирует до глубокой ночи. Он расписан буквально по минутам. Ведь в школе работают секции баскетбола, легкой атлетики, общефизической подготовки, футбола, спортивных бальных танцев, таэквон-до, вольной борьбы и даже такой экзотической дисциплины, как спортивная радиопеленгация. По нашим данным, более 80 процентов школьников посещают спортивные секции.
Далее, лучшие спортсмены школы чествуются наравне с отличниками учебы. Вон посмотрите в вестибюле, на доске славы школы, почти половина – спортсмены. Да у всех учеников на устах имена победителей и призеров краевых олимпиад по физкультуре Даши Трифоновой, Маши Некрасовой, Кристины Казарян, мастера спорта по художественной гимнастике Тани Жогличевой, других чемпионов.
- Ирина Владимировна, не секрет, что у детей, серьезно занимающихся спортом, не всегда хватает времени на освоение других предметов школьной программы. Каким образом ребята-спортсмены успевают по математике, русскому и так далее?
- Во-первых, спорт дисциплинирует. И чем выше квалификация спортсмена, тем лучше он организует свое время. Скажем, та же Таня Жогличева окончила школу с серебряной медалью.
Во-вторых, педагогам хорошо известно, что у всех детей имеются склонности к разным предметам: кому-то лучше даются точные науки, а кому-то гуманитарные. Но почему из этого ряда должны быть вынесены те, у кого явные способности к спорту? Не скрою, мы помогаем нашим лучшим спортсменам в освоении некоторых предметов.
Более того, в школе открыт оборонно-спортивный класс, где ребята занимаются физкультурой не три раза в неделю, как все остальные, а пять, да еще два часа осваивают медицинские навыки и дважды в неделю занимаются по программе ОБЖ. Подчеркиваю, по специальным предметам со школьниками занимаются именно узкие специалисты. Может, поэтому и результаты у нас не плохие. Мы постоянно в числе победителей и призеров районных и городских соревнований "Зарница". Кстати, школа серьезно увлечена военно-патриотической работой, та же "Зарница" у нас идет круглогодично. Поэтому не случайно школа стала призером краевого смотра-конкурса на лучшую организацию работы с допризывной молодежью и победила в районном конкурсе. А это дорогого стоит. Ведь вы знаете, на каком высоком уровне эта работа поставлена в Промышленном районе.
- Вот вы сказали, что специальные предметы у вас преподают узкие специалисты. А разве физруки могут на должном уровне вести секционные занятия по разным видам спорта?
- А кто вам сказал, что все секции ведут только наши учителя? Мы приглашаем к сотрудничеству тренеров из муниципальных спортивных школ. Например, спортивные бальные танцы преподает Ольга Бельченко, таэквон-до – Виктор Ким, вольную борьбу – Иван Дудкин, легкую атлетику - Геннадий Марков, все они известные в городе специалисты.
Отдельно в этом ряду стоит футбол. Уже несколько лет наших ребят тренирует энтузиаст этого вида спорта Василий Илларионович Киселев. Ветеран правоохранительных органов, он не только учит ребят футболу, но и дисциплине, уважению старших, преклонению перед памятью павших за Родину и готовности встать на защиту Отечества.
Хочу особо подчеркнуть, что практически все секции (за исключением одной) для ребят бесплатные. Это во многом происходит потому, что нам удалось наладить деловые контакты со спонсорами. Скажем, футболистам помогает депутат городской Думы Олег Сидоренко, сборной школы – его коллега Александр Кондратьев, а наш сосед МУП "Теплосеть" уже много лет бескорыстно ремонтирует школьные спортивные сооружения, за что отдельная благодарность нынешнему генеральному директору Андрею Скоморохову и его предшественнику Геннадию Макарову.
И сама школа не упускает случая пополнить свою финансовую и материальную базы не из бюджетного кармана. Так, мы в 2005 году вышли победителями республиканского конкурса "Школа: эффективные способы привлечения внебюджетных средств", получили кое-какой инвентарь по президентской программе поддержке школ. Конечно, это мизер. Думаю, неплохо бы такую же программу создать в крае и городе. Это позволит действительно сделать физическую культуру мощным средством воспитания молодежи.