Формула первенства

.

Предыстория

Борьба на трассе Гран-при России.
Борьба на трассе Гран-при России.

Я болельщик «Формулы-1» с большим стажем. Ясно, что наслаждаться удивительным зрелищем всегда приходилось заочно, то есть посредством телевизора. Слава Богу, что это великое культурно-техническое чудо стало нам доступно!

Благодаря ему имена великих Сенны, Лауды, Шумахера, Проста, Пике, Хаккинена, Алонсо, Феттеля и так далее не только стали знакомы, но и вошли в мою жизнь.

И вот теперь часть из этих небожителей прибыла в Россию! Вопрос, мог бы я пропустить первый после векового перерыва старт главных автомобильных соревнований в нашей стране, считаю не только лишним, но и просто неуместным. И как бы ни ворчала жена, как бы ни шептались за моей спиной знакомые — еще год назад твердо решил: в Сочи на гонку поеду! Спасибо, сотрудники из «Вечернего Ставрополя», где я работаю последние полтора десятка лет, поддержали!

Встреча с Сочи

Так случилось, что по различным делам в Сочи за последние лет пять мне приходилось бывать довольно часто. Сразу признаюсь: отправлялся туда в командировку без особого удовольствия. Кто ездил в главный российский город-курорт на автомобиле, меня понимает. Езда более десяти часов по горным «серпантинам», забитым «пробками», - удовольствие ниже среднего. Но перспектива снова ползти по забитой до предела дороге на этот раз не была столь страшной, тем более что коллеги сообщали о явном улучшении автотрассы после Олимпийских игр.

И они не обманули. Нельзя сказать, что дорога до Сочи стала абсолютно свободной, но даже при наличии огромного потока автотранспорта, везшего на Черноморское побережье фанатов автоспорта, на этот раз добраться до места удалось легче, чем обычно. Спасибо тебе, Олимпиада!

Спасибо Олимпиаде

Кстати, находясь в Сочи почти четверо суток, я потом еще не раз добрыми словами вспоминал зимние Олимпийские игры, о которых ранее не раз слышал высказывания совсем иного свойства.

Большой Сочи не просто преобразился — он радикальным образом изменился. Конечно, в первую очередь это коснулась Адлера, где расположились и Олимпийский парк, и Олимпийская деревня, и гоночная трасса. Улучшилась проезжая часть городских и загородных трасс: появились объездные пути, пробиты новые тоннели, кое-где расширились старые улицы, сделаны «карманы» для обгона и так далее. Построены новые гостиницы, правда, не всем они по карману. Не знаю, на что рассчитывают их владельцы, но по пять — семь тысяч за номер в сутки мало кто может заплатить. А вот владельцы частных гостиниц ведут более гибкую ценовую политику. Я за вполне комфортабельный номер с одноразовым питанием и автомобильной стоянкой платил две тысячи в сутки.

Вообще, цены в Сочи — это отдельная песня. Как говорится, хочешь ешь, а хочешь — смотри. Стоимость стакана отечественного пива едва укладывается в триста рублей. Об импортном лучше не вспоминать. Крохотные сувениры с автогонок — дороже ста рублей. О питании даже говорить страшно...

А вот сочинцы, да и гости города изменились в лучшую сторону. Больше на улицах улыбающихся. Не знаю, что у них на душе, но улыбка, как приклеенная.

Отдельная благодарность волонтерам. Приветливые ребята и девчонки готовы в любой момент помочь. На практике заметил заботу об инвалидах. Сам видел, как парень на костылях попросил волонтера о помощи, и через несколько минут подъехал гольф-кар, чтобы довезти человека с ограниченными физическими возможностями до зрительской трибуны.

Само собой разумеется, вопросам безопасности уделяется немало внимания. Думаю, это правильно. Но вот делается это как-то ненавязчиво. У нас если стоит полицейский кордон, то преодолеть его нельзя никак: будь то хоть старик с клюкой, хоть инвалид на костылях — «пущать не велено». И не пускают.

В Сочи тоже патрулей хватает: и казачьи, и полицейские, и прочие, которых не видно. Но вот действуют они как-то с умом: если есть возможность человека пропустить к объекту — обязательно пропустят. Меня вот было задержали, но стоило надеть на шею забытый впопыхах соответствующий бейджик - и пожалуйста, проходите.

Праздновать так праздновать

Приятно удивила программа соревнований. Кроме непосредственно самих гонок в нее включены и концерты. Довольно-таки вместительная концертная площадка на «Медаль Плаза» редко пустовала. На ней выступали и самодеятельные артисты, и какие-то неформалы с барабанами, и фольклористы в экзотических нарядах, и вполне популярные группы - «Звери», Lenni Kravitz и IOWA. ...А в небе время от времени появлялись МИГи и СУ пилотажных групп. Но от них реву было меньше, чем от автомобилей формул «два» и «три», которые носились по трассе до начала главных стартов. Пришлось даже беруши покупать — опять непредвиденные расходы. В общем, абсолютно свободного времени до самих состязаний было немного.

Удивила и сравнительная доступность как мест соревнований, так и тех, кто в них участвует. Само собой разумеется, в разумных пределах. Почти три часа зрителям разрешалось шастать по пит-лейну. Я имел возможность даже прикоснуться к одному из болидов. Правда, возможность осталась нереализованной. Как подумал, что бы я сделал, если бы к моему новенькому автомобилю кто-то полез с «нежностями»...

Не рискнул я и сунуться за автографом — тысячи желающих так уплотнились на «Медаль Плаза», что даже руку просунуть между телами не удалось. Пусть имеют счастье другие. Мое — в наблюдении за гонками. А вот перекинуться парой слов с «парнем из нашего региона», Даниилом Квятом, удалось. Увидев, что Даниил выступает под 26-м номером, крикнул ему, что все Ставрополье болеет за него, как за своего. Он вежливо кивнул, но не убежден, что понял, почему за него болеет именно Ставропольский край. Ничего, дойдет.

И вечный бой...

После квалификационных заездов во всех пивных точках русские болельщики только и говорили, что о прорыве Квята. Это же надо, впервые пробиться в пятерку лучших, и на своей трассе! Гонку ждали с оптимизмом. Я — тоже, хотя какое-то внутреннее чувство старого шофера предостерегало — чудес не бывает. Можно неожиданно отыграть от своей обычной позиции пару-тройку мест, но вдруг победить нельзя — техника (в смысле машина) не позволит выйти за пределы ее возможностей. А болид «Toro Russo» уступает почти всем соперникам по техническим характеристикам, особенно на длинной дистанции. Как говорится, «жрет» много. А расход горючего на «Формуле-1» имеет жесткие ограничения. И если на одном-двух кругах это не имеет почти никакого значения, что и продемонстрировал Квят накануне, то на полной дистанции жать на «полную железку» нельзя.

И уже первые три-четыре стартовых круга это подтвердили — русский гонщик не мог позволить себе такой роскоши, как выжимать из двигателя все его возможности. А на работающем вполсилы моторе хорошо выступить нельзя. И Диниил стал сдавать одну позицию за другой. И сколько бы ни орали 55 тысяч болельщиков, реально помочь своему земляку они не смогли. Даже при абсолютно грамотной езде Квят сумел в итоге устроиться только на привычном для себя 14-м месте. Ну что ж, стабильность — признак класса. А то, что у Квята этот самый класс налицо, говорит контракт, который ему предложил «Ред Булл» - один из фаворитов «Формулы-1». 

Борьба на трассе шла только за места после первого — его для себя «забронировал» уже после первых кругов Льюис Хэмилтон. Англичанин так лихо рванул со старта, так активно проходил виражи, что его преимущество над кинувшимся в погоню Боттасом росло на глазах. Казалось, что Боттасу «серебро» Гран-при России гарантировано. Но на этот счет были иные мысли у Росберга. Второй пилот «Мерседеса», откровенно провалив старт, потом начал собирать секунды и во второй половине гонки вплотную подобрался к лидерам. А когда Боттас задержался в боксах, и обошел его! Сколько потом лучший гонщик «Уильямса» ни старался, большего, чем третье место на пьедестале, добиться не смог. В утешение ему разве что специальный приз за лучший круг, который он преодолел за 1:40,896!
Впереди снова оказался дуэт «Мерседеса» - Хэмилтон — Росберг. Думаю, они же и разыграют звание чемпиона мира сезона 2014 года. Уж больно далеко этот дуэт оторвался от преследователей.

А Даниил Квят после очередного заезда в боксы сумел-таки подобрать ключи к своему капризному болиду и оставшуюся часть гонки провел хорошо, отыграв у лидеров почти 15 секунд! Эх, раньше бы это сделать!

А где-то в середине гонки вдруг зрительские трибуны сошли с ума. Болельщики, несмотря на просьбы обаятельных девушек-волонтеров, умолявших не покидать кресел, повскакивали с мест. Я тоже был вынужден встать. И тут же выяснилась причина безумства — все собравшиеся на автодроме приветствовали таким образом Владимира Путина, появившегося в VIP-ложе. Убежден, наш Президент это заслужил.

Руководитель «Формулы-1» Берни Экклстоун поделился интересным мнением о Владимире Путине.

«Я считаю, что он первоклассная личность. Я всегда поддерживал его и поддерживал то, что он делает. Он мог бы управлять Европой или Америкой. Он вполне может с этим справиться. Но я думаю, что он очень занят. Пусть он закончит то, что он делает, а потом мы посмотрим», — сказал 83-летний бизнесмен.
Что касается самих соревнований, то Льюис Хэмилтон стал победителем первого в истории Гран-при России. Нико Росберг и Валттери Боттас поднялись вместе с ним на подиум. Даниил Квят финишировал 14-м.

Расставание без грусти

На пьедестале почета (слева направо) В. Боттас, Л. Хэмилтон, Н. Росберг.
На пьедестале почета (слева направо) В. Боттас, Л. Хэмилтон, Н. Росберг.

Хэмилтон стал вторым пилотом, кому удались две четырехгоночные победные серии за один сезон. Первым был Михаэль Шумахер.

«Всем привет!» — по-русски крикнул Хэмилтон перед интервью. Думаю, теперь русский придется учить и другим гонщикам — Россия, похоже, прочно входит в число ведущих автоспортивных держав мира. Уже в будущем сезоне на этой же трассе планируется проведение ночной гонки.

Владимир Путин вручил Кубок победителя Хэмилтону и Кубок конструкторов представителю «Мерседеса». Дмитрий Козак наградил Росберга, а президент Российской автомобильной федерации Виктор Кирьянов — Боттаса.

Боттас, Росберг и Хэмилтон выстраиваются на подиуме. Путин рядом с ними.

Звучит гимн Великобритании в честь Льюиса Хэмилтона. А потом — гимн Германии в честь команды сегодняшнего победителя.

Министр спорта РФ Виталий Мутко поделился впечатлениями от первого в истории Гран-при России.

«Российский этап «Формулы-1» должен дать огромный толчок в развитии автоспорта, — сказал Мутко. — Мальчишки сейчас потянутся в картинг. Наша задача — подхватить и обеспечить их местами, где можно заниматься. Прекрасный автодром, как вы знаете, теперь есть в Подмосковье. По итогам Гран-при мы обязательно встретимся в федерации, обсудим, что нужно делать для развития автоспорта.

Понятно, что, если говорить об уровне «Формулы-1», у нас нет таких заводов, лабораторий и разработок. У нас есть команда «КамАЗ-мастер», так что мы прекрасно представляем себе, чего требует автоспорт на таком уровне. Но, надеюсь, однажды это изменится, и мы еще вернемся к этой теме. В стране появляются современные заводы. И однажды, возможно, та же «Маруся» будет базироваться на каких-то отечественных разработках».

Ах, как хочется, чтобы это сбылось!

Владимир Шнайдер,
специальный корреспондент «Вечернего Ставрополя» на Гран-при России.

Гран-при, формула

Другие статьи в рубрике «Автоклуб»

Другие статьи в рубрике «Россия»



Последние новости

Все новости

Объявление