«Форс-мажор» в гостях у бабы Кати, или «Сделано «ССР»…
Лариса Ракитянская18 января нынешнего года правительство Ставропольского края приняло постановление № 5-п «О некоторых вопросах реализации краевой Программы «Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Ставропольском крае на 2011—2013 годы». Оно утвердило и порядок оказания адресной социальной помощи на проведение ремонтных работ жилых помещений инвалидов Великой Отечественной войны, участников ВОВ и вдов погибших… В эту Программу попала Екатерина Филипповна Подколзина, живущая на ул. Алексея Толстого. Попасть-то попала и ремонт обещанный получила. Но уж намучилась! Да еще в гостях у нее какой-то таинственный «форс-мажор» побывал…
Но обо всем по порядку…
Прикол с проколом
«Вечерка» писала об этой женщине 10 марта 2010 года (материал Н. Буняевой под заголовком «Катюша»): «Катя ушла на фронт санинструктором в 42-м. На Курскую дугу, как раз в знаменитую «столицу» величайшего танкового сражения, под Прохоровку». Потом стала радиолокаторщицей, и уж покидала-побросала ее жизнь по матушке-России — аж до Дальнего Востока. Судьбу свою встретила на войне: Феодосий Герасимович, ее муж, был летчиком-истребителем.
Сейчас Екатерине Филипповне 89 лет, ноги с трудом передвигает. А душа все болит: дом, построенный вместе с мужем, родное гнездо, после смерти Феодосия и одного из сыновей стал ветшать. Крышу лет 20 назад Екатерина Филипповна сама крыла — не протекла по сей день. А вот фронтону, да оконным переплетам, да водопроводу давно уж профессиональный ремонт требовался.
И решилась баба Катя у государства помощи попросить, а тут и означенная выше краевая Программа подоспела: по утвержденному постановлением правительства СК порядку Екатерина Филипповна могла рассчитывать на ремонт «проблемных зон» дома. Цена вопроса — 50х50.
23 июля подписала баба Катя документы: договор подряда № 29 с ООО «Став-СтройРемонт» (далее «ССР». — Л. Р.). А еще раньше пришли люди, все позиции «осметили». Вышло на круг 104 тысячи 170 рублей. Оконные блоки из ПВХ быстро установили. Не без огрехов, но все же откосы вывели.
А вот с ремонтом водопровода не так повезло. Обмолвимся: упомянутая краевая программа предусматривает только ремонт ЖИЛЫХ помещений ветеранов. Но город уступил просьбе Екатерины Филипповны, включив и этот пункт в договор.
По гранд-смете (так величают этот документ!) необходимо было выполнить «продавливание» без разборки грунта (прокол), чтобы в него водяные трубы ПВХ втиснуть. Да не получилось это у подрядной организации: «ССР» продавливание грунта само не выполняет, а привлекает для этого субподрядчиков. На тот момент в городе таковых не нашлось — все были заняты, вот и пришлось «ССР» самим землю рыть.
С директором ООО «СтавСтройРемонт» Андреем Михайловичем Дорошем мы встретились 16 октября во дворе у Екатерины Филипповны. Он пояснил: к работам приступили позже из-за форс-мажорных обстоятельств, в том числе — из-за задержки с перечислением средств. В результате окончание работ, обозначенное в договоре «не позднее 1 сентября», затянулось на полтора месяца. А за это время в природе было все — и даже первый осенний ливень. Кабы не он, то и претензий к заказчику у Екатерины Филипповны не было бы. А то ведь что вышло: прокол не получился из-за «форс-мажора», пришлось траншею рыть. Ее-то дождем и залило, да так, что аж соседскому двору досталось — затопило колодец со счетчиком и подвал. Черпал воду эту, борясь с погодным «форс-мажором», сын Екатерины Филипповны, Павел Феодосьевич, сам, между прочим, уж в немолодых летах. Ему в помощь, правда, направили в выходной день (!) одного рабочего, но это уже — детали.
Гарантия — слово директора плюс договор!
Сейчас вода в доме Екатерины Филипповны есть — напрасно она боялась, что останется в осень без нее, а значит — без тепла в доме. Но ветеран войны все же сомневается в качестве выполненных работ. Считает Екатерина Филипповна, что недолго новые трубы прослужат — укладывали их, дескать, неправильно: грунтом засыпали бетонные блоки, которые легли на водовод, из-за чего он и может под землей повредиться-прогнуться. И придется тогда вновь делать разрытие, нарушая только что уложенную полоску асфальта. С таким мнением не согласны специалисты: они утверждают, что при укладке трубы технология была соблюдена: подушка для водовода выполнена из грунта, а труба покрыта асфальтной крошкой.
Да и пространство перед домом еще 16 октября было землей завалено. А там, где грунт «контактирует» с асфальтом, в первый же дождь подмывы образуются, и вода хлынет во двор, как уже не раз бывало в непогоду. (Пока готовился этот материал, а точнее, 17 октября, этот участок напротив дома Екатерины Филипповны был распланирован).
Андрей Дорош, директор ООО «ССР», на вопрос о гарантиях качества ремонта водопровода ответил: на наши работы — год, а по Гражданскому кодексу — два. Если же выполнить просьбу Екатерины Филипповны об укладке бордюра или даже асфальтового «валика» — это уже другие расходы, которые «даром» понесет предприятие. Но директор все же пообещал что-нибудь придумать, и этим, кажется, убедил Екатерину Филипповну и ее сына. И даже обмолвился: если что с водопроводом случится, то в течение ближайших пяти лет звоните, Екатерина Филипповна, мне лично. Но тут руководитель ничуть не пошел против пункта 5.2.3, обозначенного в договоре: он и вправду «обязан по требованию заказчика, в срок, согласованный с заказчиком, устранить дефекты в работе, допущенные по вине подрядчика»… Однако Андрей Михайлович Дорош в нашем разговоре отсылал к еще одному пункту договора, где написано, что заказчик не может и не должен вмешиваться в оперативную деятельность подрядчика. Лично мне кажется, что здесь имеется некоторое противоречие. Или я чего-то не понимаю…
Баба Катя и ремонтные кадры
Когда мы прощались с Екатериной Филипповной, у всех возникло ощущение мирного разрешения проблем с ремонтом. Но ветеран войны с раздавленными тяжелой работой руками, даже прощаясь, не смогла удержаться — вспомнила о пережитом ремонтном периоде. И не очень добрым словом. О кадрах, о технике безопасности. Кстати сказать, пункт 5.2.4 договора подряда как раз об этом и говорит: исполнитель обязан обеспечить сие по полной программе. Однако, когда ремонтировали фронтон дома бабы Кати, рабочим не были доставлены лестница и нужные инструменты. Даже за краской пришлось отдельно человека посылать! Да и люди на фронтоне работали сомнительные: Екатерине Филипповне показалось, что их взяли и наняли где-то на улице.
Андрей Дорош, директор ООО «ССР», оправдывался: мол, сам я не могу уследить, кто и на каком объекте работает, а подбором кадров занимается прораб. Да, бывает, берем случайных людей. И тут же заверил Екатерину Филипповну: те, кто «накосячил» на откосах и фронтоне, при рытье канавы под водовод, будут уволены.
И будет акт…
Вот такой «форс-мажор» от «ССР» побывал в гостях у Екатерины Филипповны. Вроде и выполнены работы на 99 процентов (на 16 октября), а все ж осадок неприятный остался — уж больно много нервов потрачено.
Впереди еще подписание акта о приемке выполненных работ и передача этого документа в администрацию города, а затем — в министерство социальной защиты населения Ставропольского края. В этой бумаге не будет деталей — только результат. Жалко, что между строк нельзя будет прочитать, как баба Катя сама искала у себя во дворе доски для фронтона, как короткую лестницу прилаживала к стене, чтобы рабочие могли на верхотуру влезть, как у них не было с собой даже банального молотка… (Тут опять надо уточнить: в договоре с Екатериной Филипповной значится только покраска фронтона, а не его ремонт).
В гостях у Екатерины Филипповны по просьбе редакции «ВС» 16 октября побывал главный специалист отдела мониторинга и взаимодействия в сфере организации управления многоквартирными домами комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя Александр Полижаев. И пояснил: в соответствии с правительственным порядком оказания адресной помощи ветеранам именно комитет городского хозяйства контролирует ход и качество проводимых работ, а также рекомендует заявителям подрядчиков. При этом заказчикам предлагают выбирать только те организации, которые хорошо зарекомендовал себя на строительно-ремонтном рынке нашего города. Но и у этих организаций, к сожалению, не все бывает гладко — такова уж специфика любого ремонта — никто от форс-мажорных обстоятельств не застрахован. А в целом же, по практике, сказал Александр Полижаев, в Ставрополе делается все, чтобы ремонт ветеранам по правительственной программе выполнялся качественно, в установленные заключенными договорами сроки…