«Фотофакт» дает свободу вымыслу
Елена ПавловаВ выставочном зале Ставропольского Союза художников впервые демонстрируются работы фотографов Ставропольского края, объединенных некоммерческим проектом «Фотофакт».
С появлением цифровых технологий консервативный мир фотографии был вынужден пересмотреть многие, кажущиеся незыблемыми, постулаты. Чтобы называться фотографом, теперь не нужно уметь проявлять, закреплять и осуществлять прочие таинственные действия, надежно охранявшие двери профессиональной фотолаборатории от энергичных и неумелых новичков. Более того, не каждый современный фотограф знаком с основами композиции, простодушно игнорируя правило «золотого сечения» в угоду «красивости», что выражается обычно в постановке главного объекта съемки посередине снимка или делении горизонтом кадра пополам. Проект создан специально для обмена опытом любителей и профессионалов. Он объединяет фотографов всех жанров, стилей и направлений, не создавая искусственных тематических ограничений.
«Фотофакт» был и остается виртуальным проектом, – говорит участник и один из организаторов Артем Величко. – Выставка – это своего рода первая отчетная работа за все время существования сайта.
Сейчас проект объединяет 70 участников от 16 до 55 лет. Еще 20 ожидают регистрации. На выставке представлены работы 60 фотографов. Это и чисто жанровые фото, как называют снимки, имеющие сюжет, темой служит преимущественно социальная и бытовая среда, а люди становятся изобразительным материалом, и арт, обработанный или доработанный с помощью Photoshop, и откровенно фантастические коллажи.
Уровень представленных работ оказался действительно разным: сухая и техничная эстетика в черно–белом цвете, вкусный минимализм макросъемки, концептуальные и гармоничные фотоколлажные находки соседствуют с типичными «красивостями», часто претендующими на место «шедевра» в семейных фотоальбомах. На мой взгляд, для выставки, не имеющей тематических предпочтений, здесь многовато снимков, эксплуатирующих мотив дороги, уходящей вдаль. С многозначными символами, равно как и словами, очень легко переборщить при недостатке вкуса. Встреча с ними первый раз – радует, второй – удивляет, третий – утомляет. Один из посетителей выставки, побродив по залам, уточнил у смотрительницы, не выставка ли это Арсения Емельяненко. Подобный вопрос тоже вертелся у меня на языке – обилие его работ, причем зачастую дублирующих друг друга, вызывало предположение, что он из числа организаторов. Так и оказалось.
Отдельно хотелось бы отметить снимки Василия Дейнеки. Не только его готичную «Девушку из высшего общества», но и все остальные, разные, очень профессиональные и интересные работы. Его работы пример того, что не только следование правилам композиции, но и их осознанное нарушение может привести к удачному результату. Например, расположение смыслового центра в левой части диагонали вызывает ощущение ограниченности движения, и способствует раскрытию задумки автора. Картинка при этом «не разваливается», а, напротив, приобретает цельность и дополнительную напряженность внутреннего действия.
Подборка снимков исторических памятников и видов Иордании и Камбоджи Андрея Белинского интересна не только с позиций выверенной техники фотографии, но и в качестве ответа на вопрос: «А как они живут?».
Привлекают внимание фотоработы Анны Ивановой, Марины Горбачевой, Алексея и Светланы Хворостьяновых. В них есть то, что заставляет снимок жить, быть выпуклым и осязаемым, – гармония.
По словам Артема Величко, «Фотофакт–2008» будет масштабнее и еще интереснее. Те, кто не успел зарегистрироваться на сайте www.fotofact.ru для участия в этой выставке, имеют все шансы попасть на следующую.
Валерия ФЕДОРЕНКО.
Фото автора.