Фрагменты из книги Г. Беликова, С. Савенко «Облик старого Ставрополя»
Валерий Манин
(Окончание. Начало
в №№ 132, 137, 141, 146, 157, 163, 168).
Бедросовский аэродром
Говоря об облике дореволюционного Ставрополя, нельзя не коснуться пусть редких, но памятн ых для горожан дней, когда их взоры обращались в голубизну неба. В те дни город преображался, как бы обретал крылья, устремляясь ввысь. Первым таким днем можно считать 14 июля 1896 года.
В Ставропольском госархиве хранится письмо некоего А. Гирчиса, написанное в адрес городской управы: «Покорнейше прошу разрешить мне совершить два полета на воздушном шаре из городского сада 14 и 20 июля сего 1896 года». Ответ гласил: «Полеты разрешаются, но при условии, что воздухоплаватель внесет до полета в кассу городской управы 75 рублей». Полеты на воздушном шаре, видимо, состоялись, ибо в Ставрополе тогда же возникло «общество воздухоплавателей».
Первый же пилотируемый полет самолета конструкции американских механиков – братьев Райт состоялся только 17 декабря 1903 года. И уже осенью 1909 года красочные афиши оповестили ставропольцев о готовящемся показательном полете авиатора Реймана на аэроплане «Фарман».
Представление в Ставрополе, планируемое на Ярмарочной площади, не состоялось по техническим причинам. Однако уже через год над притихшим от удивления и восторга Ставрополем поднялся матерчатый аппарат фирмы «Блерио» с авиатором Кузьминским.
П.А. Кузьминский учился летать у знаменитого авиаконструктора А. Фармана, затем у Л. Блерио. Он стал одним из немногих первых русских летчиков (М.Н. Ефимов, С.И. Уточкин, Н.Е. Попов, А.А. Васильев и др.), получивших звание пилотов-авиаторов весной 1910 года. Вместе с авиатором А. Васильевым он приобрел воздухоплавательный аппарат «Блерио», участвовал в авиационных «неделях» Петербурга, Милана и Москвы. В сентябре 1910 года Кузьминский по железной дороге со своим «Блерио» прибыл в Ставрополь. Перед этим А. Васильев на этом же аппарате совершил беспримерный перелет «С.-Петербург – Москва». И можно было понять волнение ставропольцев, жаждущих увидеть легендарную воздухоплавательную машину в ставропольском небе. И авиатор П.А. Кузьминский не обманул их ожиданий. 20 сентября он поднял свой «Блерио» над Ставрополем.
Первый полет аэроплана в Ставрополе, собравший на Ярмарочной площади чуть ли не всех его жителей, заинтересовал и представителей ставропольского купечества, правда, с коммерческой стороны. Так, Баграт Дмитриевич Бедросов, обрусевший армянин, известный купец и предприниматель, владелец первого в Ставрополе и во всей губернии кинематографа «Биоскопъ», типографии «Дукс», самого большого в городе Торгового дома «Б.Д. Бедросовъ» на Николаевском проспекте, обратился с письмом в Думу: «Прошу предоставить мне в аренду участок земли за Ярмарочной площадью для устройства там аэродрома для показательных полетов аэропланов».
Газета «Северокавказский край» за 1911 год сообщала: «1-го мая на аэродроме Бедросова состоялся полет авиатора Габер-Влынского. В 4 часа 30 минут авиатор поднялся с западной части аэродрома, плавно отделился от земли, но высоко не поднялся и опустился через 5 минут. Публики на платных местах было немного, но за оградой – хоть отбавляй».
Авиатор Адам Мечиславович Габер-Влынский, поляк из Львова, также прошел обучение во Франции у Блерио и Фармана. В 1911 году он был уже опытным летчиком, первым и долгое время единственным инструктором созданной в 1910 году авиашколы Московского общества воздухоплавания. В Россию он вернулся с «Фарманом IV» и стал совершать на нем смелые полеты в Вильнюсе, Ростове-на-Дону, в Закавказье. Причем он решался на полеты в плохую погоду при сильном ветре, и даже после того, как с его коллегами произошли трагические аварии с тяжелыми последствиями и смертельными исходами на испытаниях и гастролях.
После выступления в Ставрополе А.М. Габер-Влынский на своем «Вуазене» совершил и перелет Ставрополь - Армавир, сделав с аэроплана фотоснимок «Ставрополь с птичьего полета».
В самом губернском центре имелось немало энтузиастов воздухоплавания, создавших филиал российского комитета по сбору средств для создания воздушного флота России. «Лица, внесшие 500 рублей серебром, – говорилось в распространяемых листовках, – будут награждаться золотым жетоном для ношения на цепочке на левой стороне груди – «Орел с самолетом и Андреевским флагом». Внесшие по сто рублей – серебряным жетоном «Самолет в венке», внесшие по 5 и 3 рубля, соответственно – позолоченные и серебряные жетоны.
Начальник Ставропольского гарнизона и командир 63-й пехотной дивизии генерал-майор Левицкий работал над созданием совершенно нового летательного аппарата. 13 августа 1909 года он написал рапорт на имя императора Николая II: «Мною сконструирован летательный аппарат с новым принципом полета. Заключается он в том, что если над летательным аппаратом создать за счет вращения винта искусственную бурю, то под влиянием этой силы летательный аппарат будет держаться в воздухе, подниматься и опускаться, передвигаться по воздуху с желаемой скоростью при полной безопасности во время полетов...».
Это был проект вертолета, чертежи которого Левицким уже были переданы в Русско-Балтийский авиационный завод. Но внезапная смерть Левицкого в 1911 году перечеркнула все.
Между тем Ставрополь буквально охватила «лихорадка» воздухоплавания. Местные энтузиасты создавали свои шары «Монгольфье», успешно совершавшие перелеты до самой Надежды, и даже летательные аппараты с керосиновыми двигателями. Газета «Северокавказский край» за 1912 год сообщала читателям: «Пробные полеты на собственном изобретенном аппарате в районе Монастыря совершил купеческий сын Яковенко».
В разгар Первой мировой войны в России было несколько небольших авиационных предприятий – завод «Дукс», «Русско-Балтийский», инженера Щетинина, где по французским лицензиям выпускали аэропланы типа «Ньюпор», «Фарман», «Блерио», «Вуазен», «Фарсаль» и другие. Все эти типы самолетов были освоены нашим земляком Флавианом Николаевичем Комиссаровым. Ф.Н. Комиссаров в разгар Первой мировой войны оказался на военном заводе известного авиаконструктора Сикорского в Петрограде. Отсюда в числе 12 таких же, как и он, увлеченных авиацией 18-летних юношей, был направлен правительством России в Лондонскую школу военных летчиков. Здесь он освоил не только все типы французских и английских самолетов, в том числе английский скоростной аэроплан типа «Виккерс», но и немецкие. Когда в России началась гражданская война, Комиссарову предложили остаться в должности инструктора в той же Лондонской авиашколе, но он, один из всех своих товарищей, решил вернуться на Родину.Уже в советское время - в начале 1920-х годов - Ф.Н. Комиссаров организовал в Ставрополе общество «Добролет».
Гражданская война не обошла стороной и Ставрополь. В 1919-1920 годах на бывшем «бедросовском» аэродроме Ярмарочной площади совершали посадки аэропланы Добровольческой армии, в том числе последней конструкции два английских скоростных истребителя-бомбардировщика типа «Де-Хавеланд».
На этом же аэродроме в марте 1920 года приземлилось сразу около десяти аэропланов уже Красной Армии, где особенно выделялся «Ньюпор-17», развивавший по тем временам «крейсерскую» скорость в 180 км в час, и совершенно новый тип аэроплана «Сопвич».
На протяжении всех
20-х и в начале 30-х годов на бедросовском аэродроме, как именовали дальний завокзальный пустырь, где проходили первые полеты воздухоплавателей, базировался авиадивизион Красной Армии. Памятью пребывания летчиков дивизиона в Ставрополе стала высаженная ими и сегодня цветущая каштановая аллея в парке Центральном. Произошло это 1 мая 1920 года во время городского воскресника.
В 1926 году на Бедросовском выгоне обосновались шесть новеньких У-1 Ленинградского завода «Красный летчик», возглавлял отряд Флавиан Николаевич Комиссаров. Начавшаяся стройка за железнодорожным вокзалом заставила перенести аэродром к югу, на водораздел между Мамайкой и Мутнянкой, где он просуществовал до начала 60-х годов прошлого столетия.
P. S. Этим сюжетом «Вечерний Ставрополь» завершает публикацию фрагментов из новой книги Г. Беликова и
С. Савенко «Облик старого Ставрополя», вышедшей в издательстве «Снег». Мы благодарны авторам и издателям за эксклюзивную возможность со страниц газеты познакомить наших читателей с отдельными страницами истории города.
Сегодня в Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве состоится презентация этого уникального двухтомника, выход которого приурочен к 230-летию Ставрополя.