Галина Бокашевская на плахе любви
Валерий МанинК сожалению, режиссер, закончивший Французскую академию кино, этот фильм заявил от Франции. Но было бы несправедливо обойти вниманием тот факт, что именно российские актеры смогли «взять» каннское серебро. И мы разыскали Галину Бокашевскую, снявшуюся в главной роли в короткометражном фильме, который покорил взыскательное жюри.
Каждая картина, в которой сыграла Галина Бокашевская, была отмечена - либо наградой коллег-профессионалов, либо любовью зрителей. Игрой актрисы из Санкт-Петербурга покорен сам Владимир Путин: целый год Галина Бокашевская получала президентскую стипендию за вклад в российский кинематограф!
О жизни, и о любви, без которой немыслима ее жизнь, нашему корреспонденту рассказала Галина Бокашевская.
Французский фильм с участием российской актрисы – звезды
сериала «Сестры» - стал серебряным призером Каннского фестиваля
- Галина, так сложилось, что и режиссеры, а теперь уже и зрители воспринимают вас как женщину, которая любит или борется за любовь. Но это – на экране или на сцене. А как в жизни?
- В жизни самая большая любовь – это мой сын… Друг? Конечно же, он есть…
Разве я похожа на женщину, у которой может не быть мужчины? Но при этом я сознательно делаю все, чтобы мужчин было как можно меньше. В смысле поклонников… Чтобы не обижать их напрасно…
- Вы часто произносите слово «люблю». Вот и Москву называете любимым городом, несмотря на то, что сами - коренная петербурженка.
- Москва для меня - особый, удивительный город. Так сложилось, что она стала для меня местом, где мне признаются в любви. Даже мой будущий муж, от которого я родила сына Романа, тоже признался мне, что любит, в Москве. Я поняла, что в Питере мужчине трудно, мне, петербурженке, открыть свое сердце. И у меня даже появилась поговорка: «Давайте проедем в Москву!» Москва располагает к любви. Ведь и раньше сюда ездили за невестами. Видимо, город пропитался этим чувством… Вообще, я люблю многие города, где была во время гастролей. С фильмом «Тоталитарный роман» я объездила всю Россию…
- Почувствовали любовь зрителей?
- Конечно! И это такое счастье!.. Однажды мы приехали с фильмом в Красноярский край. В сельском клубе холодно, а я - в платье, туфлях. Из зала кричат: «Дочка, ты бы оделась!» И вдруг встает мужчина – огромного роста, могучий сибиряк - и говорит: «Дочка, вот народ тебе поверил, полюбил. Ты уж, смотри, как другие, зазря задницей в кино не крути!» И теперь, когда мне предлагают легкомысленные роли, я, как девочка, начинаю объяснять: «Нет, нет, я не могу, я слово дала сибирякам!».
- Это правда, что зрители возвращают энергию, отданную работе?
- Да об этом вам любой актер скажет! Что можно чувствовать, если зрители приносят на встречу тетради со своими стихами?! Недавно мне из Челябинска одна поклонница - Нина Ягодницева - прислала стихи… Сейчас мало хороших стихов, я очень привередливая в этом. Но у нее замечательные строки! На одно ее стихотворение - оно называется «Русь» - я записала песню. У меня нет адреса этой талантливой поэтессы, но если она отзовется - я буду счастлива!.. Никогда не забуду Бийск - родину Шукшина. Я потрясена: там все, как дети, - всему верят. Они открытые, за пазухой не носят камня… А на Кавказе от кинотеатра меня несли в машину на руках… Краснодарский край – это вообще незабываемые впечатления: едем в шесть утра - останавливается машина, выходят люди и… идут нам навстречу с хлебом-солью и чаркой водки! Я говорю: «Я не могу так - водку… в шесть утра! Я вообще пью только вино». И мужчины по рации передают кому-то: «Замените Бокашевской водку на вино!». Там-то мне зрители и дали звание «народной»… Я говорю: «Я же еще даже и не заслуженная!»… А заведующая домом культуры отвечает: «Это народ вам дал звание. Что же мы будем Москву-то ждать!..».
- Как страхуетесь от влюбленности в своих партнеров по фильмам?
- Никак. Просто влюбляюсь в них… Без этого нельзя - нужно пустить человека в свою душу... Но как только работа закончилась - все перекрываю… Это в театре можно играть роль, а в кино ее нужно прожить… В «Тоталитарном романе» у меня роман с Сережей Юшкевичем. В «Марше славянки» - с Сашей Богдановым, хотя там сложнее: у нас большая разница в годах. «Сердце медведицы» - эстонская картина - это трудное время для жен моих партнеров. Все нервничают… Но после съемки кроме дружбы ничего не остается. В этом они могут быть уверены.
- Тем не менее вы сказали, что самая большая любовь - это ваш сын. Ему сколько лет?
- Есть два вопроса, на которые я никогда не отвечаю – это сколько лет моему мальчику и сколько лет мне.
- А чем он занимается, не секрет?
- Учится. Мечтает стать режиссером популярного кино. Это близко к науке, что для меня совершенно не понятно. Как можно снимать кино о жизни членистоногих?.. Хотя, наверное, делать фильмы о гениальных людях, двигающих науку, - это хорошо.
- С отцом Романа - вашим первым супругом - расстались по вашей инициативе или так сложились обстоятельства?
- Нас развело время. После окончания театрального института мы договорились, что самое главное у нас теперь – профессия. Я ведь родила сразу после первого курса. Девочкой была домашней - мимоза... Мужа направили в Северодвинск. И я летала к нему каждую неделю, потом каждый месяц… И, что удивительно, я оказалась верной женой! Очень верной. По молодости я о себе так не думала. И даже очень восхищалась этим женским качеством. Вот, думала, жены капитанов дальнего плавания - они же настоящие героини! Я бы так не смогла. А жизнь показала, что я очень преданная женщина… Но вот решиться на переезд из Питера я так и не смогла. У мужа через три года появилась семья… И он не виноват в этом… Это - время. Любовь - она живая. Ей нужно приносить цветы... Или подбрасывать дровишки. И участвовать в этом должны два человека.
- Есть теперь какое-то новое знание об этом чувстве?
- Я не буду оригинальной... Каждой женщине свойственна любовь жертвенная. Мы влюбляемся - и забываем обо всем. Если разум включен - это не любовь. Я помню, как однажды рыдала наша соседка тетя Надя. Наша строгая тетя Надя молча поднимала руки - и падала лицом на обеденный стол. А потом я узнала, что за две недели до серебряной свадьбы от нее ушел муж. К другой ушел. Она не смогла этого понять. Через месяц тетя Надя умерла от тоски… Ей было 50 лет!
- Осмысляете поступки других, чтобы использовать это в своей актерской работе?
- Конечно! Мне очень помогла книга Алисы Фрейндлих, в которой она говорит, что если балерине нужен станок, спортсмену – тренажер, то актеру - жизненный опыт. И чем больнее ему будет, тем лучше… Даже в страшные минуты – включается контроль памяти… Чтобы потом это использовать в своей профессии. Поэтому больше всего на свете я сейчас боюсь полюбить. Я не умею контролировать и дозировать чувства. И это может разрушить мою жизнь… Я не хочу этого, так как очень долго создавала гармонию, в которой сейчас нахожусь. Но я могу искренне сказать, что у меня была любовь. И мне ничего не стоит сыграть любую градацию чувств. Потому что я знаю, что такое - положить себя на плаху любви!..
Лариса Зелинская.