Гамма-нож спасет обреченных
В России заработала уникальная радиологическая установка
Николаю Федоровичу Милкову – 59 лет. Он докер из Мурманска. В Москву, в НИИ нейрохирургии имени Бурденко, он приехал, чтобы вылечиться от серьезной болезни – опухоли мозга. Она доброкачественная, очень медленно растет. Но достигла уже такого размера, что стала давить на другие участки головного мозга. И у Николая Федоровича снизился слух, появилось нарушение координации движений. Еще некоторое время назад потребовалась бы операция – сложная, опасная, с трепанацией черепа. Сегодня же ему сделают бескровную и безболезненную – при помощи стереотаксической установки «Гамма-нож». И уже на следующий день он может ехать домой, в Мурманск.
Подготовка
Подготовка к операции тщательно планируется – на компьютере. И ошибка здесь практически исключена.
- На экране монитора мы видим снимок головного мозга нашего пациента, сделанный с помощью МРТ (магнитно-резонансной терапии), - рассказывает Валерий Костюченко, медицинский физик центра «Гамма нож».– Вот эта точка, очерченная синим цветом, и есть опухоль, на которую мы будем воздействовать. Наша цель – облучить ее достаточно высокой дозой и при этом не повредить соседние ткани. У данного пациента - доброкачественная опухоль, она очень медленно растет - но, тем не менее, повреждает слух и лицевой нерв, может даже воздействовать на троичный нерв. И ее рост надо остановить. Радиохирургия для этого - и конкретно наша установка «Гамма-нож» - лучший метод. Он не предполагает хирургической операции внутри черепной коробки - с его помощью мы можем добраться до самых труднодоступных опухолей.
- Как это происходит?
- Я включаю автоматический режим на компьютере, и он «рисует» общий вид конкретной опухоли. Теперь мы знаем ее объем и форму. Ведь она может быть и округлой, и в форме эллипса. И для любой ее формы программа рассчитает самую оптимальную дозу облучения. Затем начинается планирование операции. Я могу поворачивать на экране голову пациента как угодно – программа это позволяет - чтобы рассмотреть все детально.
Трудность в том, что большую дозу мы должны подвести к мишени и меньшую – к окружающим тканям, которые не должны повредиться; они на мониторе очерчены желтым цветом. Здесь очень высокая точность, погрешность допускается в четыре сотых миллиметра. Ошибку при расчете совершить практически невозможно. План операции проверяется и утверждается несколькими врачами.
Лечение
Пациент – докер Николай Милков - заходит в специальную комнату, в которой находится установка «Гамма-нож». Он выглядит, как космонавт перед стартом – серьезен, сосредоточен, на голове – стереотаксический шлем.
- Николай Федорович, не страшно?
- Мужчина не должен ничего бояться! - говорит пациент. Он первым пройдет лечение на уникальном медицинском аппарате - единственном не только в России, но и в СНГ. – Только вы, пожалуйста, говорите громче - у меня слух из-за опухоли сильно понизился…
Валерий Костюченко рассказывает:
- Николай Федорович сейчас перенес небольшой наркоз – это была местная анестезия. Ведь рама на его голове закреплена с помощью саморезов – и хотя они специальные, медицинские, но очень похожи на обычные, которые применяются в быту. Эта немного неприятная процедура необходима для того, чтобы как можно неподвижнее зафиксировать голову пациента. Ведь трудно представить, что человек сможет лежать даже непродолжительное время, не сдвинув голову хоть на несколько миллиметров. А наша задача - как можно точнее направить луч в обозначенную нами мишень. Именно поэтому гамма-нож используется только при лечении опухоли головного мозга и верхних отделов шеи. Как только переходим конкретно на шею или, например, на легкие – этот метод уже не подходит, потому что обеспечить фиксацию в этих местах невозможно. Шлем позволяет сконцентрировать все пучки излучения в одной точке – области размером в четыре миллиметра…
Николая Милкова кладут на специальное «лежачее» место, фиксируют шлем, проверяют, удобно ли ему в таком положении, - и прощаются с ним на 30 минут. Ровно столько будет работать гамма-нож над облучением опухоли, которая создала ему столько проблем.
Гамма-нож
В комнате, в которой находится этот сложнейший и современнейший аппарат, пациент остается один. Ведущий радиолог центра «Гамма-нож» профессор Андрей Голанов из соседней комнаты по монитору наблюдает за пациентом и по микрофону общается с ним.
- Ну что, Николай Федорович? Поехали!
- С Богом!
Сложнейшая система не начнет работать, пока дверь не будет закрыта. Здесь действительно все продумано, как в космическом корабле.
Кушетка, на которой лежит первый пациент, медленно «заезжает» в радиационный блок – врач видит это на экране. Включается сложнейшая аппаратура. Гамма-нож начал свою работу…
- На компьютере была очерчена цель, - рассказывает Андрей Голанов. - И теперь 192 луча гамма-излучения должны точно попасть в эту мишень. Пучки идут как бы с разных сторон, но перекрещиваются в точке, которая обозначена как опухоль. В этом месте - максимальная концентрация радиации, и она разрушит опухоль, не задевая соседние ткани. Во время процедуры пациент ничего не чувствует. Он может, в принципе, даже слушать музыку, только мы пока не подключили проигрыватель - просто не успели... И уже на следующий день он может выйти на работу - что, конечно же, невозможно после обычных хирургических операций. Не говоря уже о том, что даже самые удачные из них всегда имеют высокий риск послеоперационных осложнений…
Эффект
Пока Николай Федорович находится в радиационном блоке, доктор Голанов рассказывает нам о том, кому показан этот метод лечения.
- Гамма-нож - это разовая процедура, в этом ее принципиальное отличие от традиционной радиотерапии. Время воздействия - разное, в зависимости от размера опухоли. Этот метод предназначен для лечения опухолей головного мозга и основания черепа, для удаления метастаз в головном мозге, в том числе и множественных. Ведь многие виды рака метастазируют именно в головной мозг. Здесь принципиально то, что размер опухоли не должен превышать трех – трех с половиной сантиметров. Смысл лечения – остановить рост опухоли или удалить метастазы, чтобы больной раком мог продолжить лечение. В 90 процентах случаев опухоли не рецидивируют. Гамма-нож придумали шведы, но его используют уже во всем мире. Сначала останавливается рост опухоли. При этом уходят и симптомы, которые беспокоили человека. Например, плохо функционировала рука или нога, снижался слух, падало зрение. Через некоторое время все органы будут работать нормально. А где-то через полгода опухоль начнет уменьшаться. Внутри образуется так называемый центральный некроз – сложно сказать, что там будет происходить с точки зрения биохимии, но опухоль расти уже не будет. Метастазы в головном мозге - если они небольшие - через месяц могут вообще исчезнуть, и человек может продолжить лечение основного онкологического заболевания. Ведь зачастую именно метастазы в мозге ухудшают и качество последних месяцев жизни больного, и даже делают неэффективным дальнейшее лечение… Особенно показано лечение с помощью установки «Гамма-нож» детям, страдающим опухолью мозга…
Нужно знать
Большая проблема – раннее обнаружение опухоли мозга. Ведь бескровное и безболезненное лечение возможно, пока образование небольшое.
- Часто люди годами лечатся от отитов, жалуются на ухудшение слуха, на звон в ушах, не подозревая, что в их головном мозге растет опухоль, - говорит Валерий Костюченко. – Целесообразно в таком случае все-таки сделать МРТ – это безболезненная и безопасная процедура. Она покажет точную картину мозга пациента, и если там есть что-то ненужное - врач сразу это увидит. Ведь опухоль мозга растет не вдруг, а несколько лет.
- Есть какие-то симптомы, которые должны насторожить человека?
- Может наблюдаться асимметрия лица - если поврежден лицевой нерв. Еще есть такая болезнь: невралгия троичного нерва – в некоторых случаях она может быть связана с опухолью. Конечно, не нужно превращать наблюдение за собственным здоровьем в манию. Но онкологическая настороженность у современного человека должна присутствовать.
По статистике, лечение на аппарате «Гамма-нож» показано для 375 человек из миллиона жителей России. Это - 500 тысяч человек. Их всех может спасти современнейшая радиологическая установка, которая теперь есть и в России.
Домой!
Незаметно пролетели тридцать минут - для нас. Для Николая Милкова, возможно, они показались вечностью...
Из комнаты, в которой стоит установка «Гамма-нож», он вышел самостоятельно.
- Как самочувствие, Николай Федорович?
- Нормальное! Я и не почувствовал ничего!
Скоро он поедет домой, в Мурманск. А через несколько месяцев приедет в НИИ Бурденко на обследование. Успешность лечения в его случае – выше 90 процентов. И докер Милков надеется, что он в это счастливое число попадает.
Лариса Зелинская