Гарри и некоторые его сокурсники платят по разным причинам. Некоторые, как и сам главный герой, параллельно работают, иногда даже по специальности, и в связи с этим не посещают учебу. Некоторые платят за отдельные предметы, которые не понимают, или если не хотят портить зачетку тройкой по какой-нибудь физкультуре. Некоторые, конечно, просто ничего не делают, но при этом им обязательно нужен зачем-то диплом, подтверждающий, что у них есть высшее образование(я) и что они специалисты.
«Ну вот и настало самое тяжелое для всех студентов и студенческих кошельков время – зачетная неделя, а потом и сессия», — вспоминает в нашей беседе Гарри. Обладая отличной коммуникабельностью, он еще и помогает в эти сложные дни группе. Он староста, и его негласная обязанность — договариваться с преподавателями о том, как будет проходить сдача. Всегда разыгрывается один и тот же спектакль. Гарри, прося за себя или за других, говорит волшебную формулу: «Есть ли какой-то еще способ сдачи?», на что преподаватель дает какой-либо ответ. Гарри рассказывал, что это и правда напоминает театральную игру. Студент знает, зачем пришел, преподаватель тоже это знает, но оба они делают вид, что происходит это с ними первый раз, поэтому они ничего не понимают и не знают об этом. Как же еще? Если преподаватель готов принять взятку, то он каким-то образом дает знак. Неготовых Гарри за все свое время обучения видел всего два раза: один зарабатывал на жизнь помимо преподавания, другой – принципиально взяток не брал.
В эту сессию все немного осложнено тем, что нашего героя часто не отпускали с работы. К тому же у Гарри испорчены отношения с некоторыми преподавателями. Но оказывается, что проблема с преподавателем, который отказывается ставить оценку («хоть плати, хоть нет») из-за личного конфликта, тоже решаема. Можно просто пойти выше. Заведующий кафедрой может поставить зачет вместо преподавателя этой кафедры. Безусловно, за определенную сумму денег. Гарри рассказал еще о случае, когда преподаватель был, так сказать, подкаблучником, и решать вопросы с учебой студенты ходили к его жене, которая тоже работала в вузе и, как выяснилось, не чуралась взяток.
В основном же Гарри сдал все как обычно. Получив записанную на бумажке или показанную на пальцах сумму, он кладет ее в зачетку или папку на столе у преподавателя и получает нужную запись в зачетке. Один из преподавателей, правда, поступил интересно. Приняв деньги у всех, он отказался взять их у нашего героя: «Ты знаешь мой предмет, ответишь и так!». Вот и предмет сдан, и деньги сэкономлены.
Некоторые зачеты сдать просто. Можно принести на кафедру бумагу, диски или другие канцтовары. Приходилось, конечно, иногда герою и совсем специфическими способами давать взятки: купить книгу у преподавателя за сумму, которая, конечно, больше реальной ее стоимости, докупить что-то (преподаватель говорит, что ему нужно, дает немного денег, а ты уж сам справляешься) или же просто принести подарок, о котором заранее договорился. Самое простое – выполнить просьбу. Никаких финансовых затрат. Способов много, суть – одна. Иногда с помощью такого удобного инструмента решаются самые разные проблемы и студентов и преподавателей. Так преподаватель по, скажем, «истории волшебства» сообщил, что некоторое упрощение сдачи его предмета (минус один вопрос билета) будет стоить бутылку трехзвездочного коньяка. Гарри спросил, а, собственно, ящик коньяка, который в сумме должна была сдать его группа, – не слишком много? Преподаватель объяснил, что скоро ему предстоит защищать кандидатскую, и все это пойдет на магарычи, а не на собственное алкогольное увеселение.
Вот сессия сдана, денег в кармане поубавилось. Гарри знает, что проплатить, если надо, в его Школе Магии можно что угодно и кому угодно. Конечно, рассказывает Гарри, есть и исключения. Но преподавателей, которые не берут (читай – не нарушают закон, как-никак!), почему-то не очень любит определенный контингент студентов (читай – любителей халявы), а в некоторых местах – серьезно обсуждают возможность «набить морду» слишком принципиальному педагогу.
По собственным рассказам, Гарри сдавал так почти все свои сессии. Справедливости ради надо сказать, что хоть описанная история – реальная, но я также знаю множество примеров, когда люди все пять лет отучились, никому и ничего не проплачивая, хотя иногда от своей принципиальности страдали и от своих же сокурсников, и от некоторых жадных преподавателей.
Так получилось, что представление о том, что ничего без взятки сделать невозможно, настолько закрепилось в сознании, что люди сами суют деньги и подарки даже тогда, когда их никто к этому вроде и не принуждает, и «можно и без этого». Это проникло в образование, и многие вузы выпускают профессиональных взяткодателей. Эти люди за пять лет привыкли, что почти все проблемы можно решить, дав на лапу, отстегнув, отслюнявив, откатив. В их головах проступок больше не влечет наказание, а просто имеет определенную стоимость. Только если в вузе взятка помогала «учебе», то в дальнейшем это вполне может быть оплата реальных серьезных правонарушений или же услуг, законных или не совсем, во всех областях жизни.
Осуждать и говорить о коррумпированности работников вузов я не буду. Слишком спорный вопрос, ведь мы и так прекрасно знаем, что они получают намного меньше, чем должны, и иногда в этом многие люди видят оправдание взяткам. Но в подобной ситуации простое увеличение зарплат не поможет. Где-то – да, а где-то – с зарплатами возрастут и желания. Так, просто увеличивая зарплату преподавателям, мы забываем про студентов, которые всей душой сами хотят дать взятку, облегчив себе жизнь. Они уже привыкли к этому и не хотят отказываться. У них уже сформирована такая модель поведения. Есть «предложение» — будет и спрос. Строить же механизмы, которые должны будут препятствовать коррупции?.. Без комментариев. Значит, проблемы дачи взяток очень важны, и решать их надо серьезно. Решение проблемы на данный момент развития нашего общества, к сожалению, кажется далеким. Дать понять людям, что взятка не только реальное уголовное преступление, о чем тоже не стоит забывать, а плохой с моральной точки зрения поступок. Разбудить совесть. При этом, конечно, пробудить гордость и чувство собственного достоинства тех, кто берет взятку. Представим себе такую картину. Нерадивый студент, пряча глаза от стыда, предлагает взятку, на что преподаватель отвечает: «Да как ты смеешь, я честный человек!» и старается помочь бедняге разобраться в проблемах законными методами, наставить его на путь истинный. Прийти к этому можно только через воспитание (в том числе и юридическое), общение между людьми и через правильные примеры в обществе. Можно долго иронизировать, но мы забыли, что так и должно быть. Правда, пока это вызывает только ухмылку.
P. S. Одна из подруг Гарри, нашего героя, собирается закончить аспирантуру и работать в университете. Причина, по которой она хочет там трудиться, — это вовсе не желание передать опыт, а, как она сама говорит, возможность «сдирать» взятки со студентов, которые раньше сама давала преподавателям. В вузе ее так воспитали и подали пример, и она думает, что не может быть по-другому.