Газета, которую мы потеряли
16 марта исполняется 75 лет со дня выхода первого номера краевой молодежной газеты «Молодой ленинец».
Сегодня ее самым молодым читателям уже больше 25 лет. А всё потому что в 1993 году газета прекратила свое существование. Почему же мы вспоминаем «Молодой ленинец»? Возможно, потому что он оставил свой след в памяти нескольких поколений ставропольцев. Да и в истории краевой журналистики эта газета, которая была в крае единственной молодежной, заняла значительное место. 17 марта в Ставропольском государственном университете состоится «круглый стол», посвященный её юбилею.
А накануне даты корреспондент «Вечернего Ставрополя» встретился с доктором исторических наук, профессором СГУ Николаем СУДАВЦОВЫМ, который с 1966 по 1969 год работал редактором «Молодого ленинца».
- Николай Дмитриевич, вспомните, как Вы оказались в кресле редактора...
- По образованию я историк, окончил историко-филологический факультет Ставропольского государственного пед-института. В 1966 году я работал первым секретарем Кисловодского горкома комсомола. В крайкоме комсомола мне сказали: «Комсомольскую работу знаешь, а то, что не журналист, — ничего, научишься. Главное, чтобы газета выходила». Так я и стал редактором.
- О чем в то время писал «Молодой ленинец»?
- 60-е годы — это было время, когда молодежь участвовала в решении важнейших вопросов: у нас в крае тогда продолжалось строительство азотно-тукового комбината в Невинномысске, объявленного всесоюзной ударной стройкой. Шло строительство Большого Ставропольского канала. Естественно, что в газете публиковались репортажи с мест событий, зарисовки о передовых комсомольцах. Тогда же в связи с 20-летием Победы Советского Союза над фашистской Германией был объявлен всесоюзный поход молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. За освещение этой темы на страницах краевой молодежной газеты «Молодой ленинец» был награжден грамотой Центрального штаба за подписью маршала Конева. Газета не просто информировала, она была еще и организатором, инициатором разных хороших дел. В то время молодежь жила очень интересной насыщенной жизнью. Здесь можно вспомнить традиционные спортивные турниры «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья». Всё это вел комсомол.
- Николай Дмитриевич, положа руку на сердце, скажите, насколько объективно газета освещала жизнь молодежи?
- В основном действительно объективно. Была и критика, но не допускалось злопыхательского смакования недостатков. Этим отличалась газета, которая освещала жизнь 200 с лишним тысяч комсомольцев в крае.
- А как же идеология? Без нее же не обходилось ни одно печатное издание в Советском Союзе?
- Нет и не было ни одной газеты ни у нас, ни в Соединенных Штатах Америки, ни в любом другом месте, чтобы в ней не было идеологии. Но тематика наших публикаций была очень разнообразна и далеко не во всех материалах присутствовала идеологическая подоплека. Много писали о спорте, о коллективах художественной самодеятельности, о студенческой жизни, о молодых ученых. В газете были отделы: комсомольской жизни, сельской молодежи, писем, учащейся молодежи, пропаганды. Кстати, последний занимался освещением культурной жизни и спорта.
- Было ли давление со стороны крайкома комсомола?
- Я не чувствовал особого давления сверху. С крайкомом комсомола особых трений не возникало. Как-то раз мне пришлось поставить вопрос перед первым секретарем, которым тогда был Виктор Казначеев, о том, что никто кроме бюро крайкома комсомола и первого секретаря не может вмешиваться в дела газеты. Ведь прежде то и дело инструкторы звонили в редакцию и давали указания литсотрудникам, о чем им и как писать. Договорились, что все предложения и замечания должны идти через редактора. Казначеев со мной согласился, и у нас установились нормальные отношения. Мы ведь и сами понимали, о чем можно писать, а о чем нельзя. При этом на страницах газеты присутствовала и здоровая критика, и освещение недостатков.
- «Молодой ленинец» часто называли младшим братом «Ставропольской правды». А между коллективами не было конкуренции?
- Конечно, была. Негласная. Помню такой случай, когда нам удалось опередить старших товарищей по перу. Приближалась 10-я годовщина Дня советской молодежи. Мы готовили праздничный номер, и появилась идея взять интервью у первого секретаря Ставропольского крайкома партии Леонида Николаевича Ефремова. А надо сказать, что с 64-го года он нигде – ни по телевидению, ни по радио, ни в газетах – не выступал. Не буду рассказывать, сколько сил ушло на подготовку этого материала, но в намеченный срок газета вышла со статьей Л.Н. Ефремова. А позже на планерке в «Ставропольской правде» редактор Дубинин упрекал свой коллектив в том, что «Молодой ленинец» обставил орган крайкома КПСС. Кстати, та наша праздничная газета была отмечена в ЦК ВЛКСМ.
Были и другие факты. Например, «Молодой ленинец» первым стал выходить с телепрограммой. В то время тираж с 35 - 40 тысяч экземпляров резко взметнулся до 100 тысяч по пятницам. Все стали спрашивать в киосках «Союзпечати» именно нашу газету. И тогда «Ставрополка» быстро перехватила наше ноу-хау и перетянула к себе часть читателей. Тем более что стоили наши газеты одинаково — 2 копейки, и «Ставрополку» покупали охотнее благодаря ее большому формату.
- Похоже, что у двух газет было много общего...
- Конечно. Тем более что «Молодой ленинец» был «кузницей кадров» для «Ставропольской правды». Множество журналистов, начинавших свой творческий путь в «Молодом...», успешно продолжали его в краевой партийной газете. В «Ставрополку» в разное время перешли Иван Зубенко, Наум Чанов, Юрий Христинин, фотокорреспондент с «газетной» фамилией — Правдин. В нашем коллективе работали будущий известный писатель и редактор «Комсомольской правды» Георгий Пряхин, поэт Геннадий Фатеев, Марина Корнеева, которая на рубеже XX - XXI веков возглавляла «Ставропольскую правду». После меня редактором «Молодого ленинца» стал Владимир Колесников, а за ним - Николай Марьевский. Всё это люди известные, творческие.
К сожалению, краевая молодежная газета не пережила кризиса начала 90-х. Сначала она была переименована в «Утро», а затем совсем перестала выходить. Однако ниша, которую она занимала долгие годы, до сих пор не занята.
Интервью взяла Ольга МЕТЕЛКИНА, корреспондент «Молодого ленинца» с 1986 по 1993 год.